Ирина Бондарь
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему :
«Дифференциация звуков С-З-Ц во фразовой речи»
Вид занятия – индивидуальное.
Цель – учить различать звуки [С] - [З] - [Ц] во фразовой речи (по звонкости – глухости, по способу образования).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) Учить дифференцировать звуки [С] - [З] - [Ц] во фразовой речи;
2) Закрепить навыки звукового анализа слов;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
3) Закрепить навыки анализа простого предложения;
4) Закрепить навыки запроса информации, речевой этики, репликаций.
Коррекционно-развивающие:
1) Развивать речеслуховую память.
Воспитательные:
2) Воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор картинок на звуки [С], [З] и [Ц], кукла «Чики» (обезьянка, схемы предложений, фишки.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
- Здравствуй,!
Послушай загадку и скажи, кто же к нам придёт в гости на занятие.
Там, где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут (обезьяны).
- Правильно! Молодец! Садись на стульчик, а я пока позову нашего сегодняшнего друга.
Заходит «Чики» и здоровается с ребёнком, предлагает поиграть.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
- Давай начнем нашу игру с артикуляционной гимнастике, чтобы размяться.
1) Для губ:
«Улыбочка – трубочка» - губы растягиваются в улыбку и стягиваются.
2) Для язычка:
«Наказать непослушнй язычок»
«Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Чистим нижние зубки»
«Горка» - рот куклы широко открыт, ладонь логопеда опущена вниз, согнута в виде горки.
Логопед от имени куклы вступает в диалог с ребёнком.
- Молодец, у тебя очень хорошо, получается, выполнять гимнастику.
Задание 1. Дифференциация звуков [С] — [З] - [Ц]. Уточнение артикуляции звуков «С-З-Ц».
– Посмотри на картинки и определи, где какой звук слышится? (С использованием наглядного материала.)
Собака, колесо, автобус; зонт, коза, ваза; заяц, мельница, цыпленок.
- Какие чаще звуки слышатся? – (с-з-ц).
- Давай вместе вспомним, как каждый из звуков проговаривается!
[С] – губы слегка растянуты в улыбку; зубы «заборчиком» сближены; кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Характеристика - согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим квадратиком без колокольчика.
* язык опущен вниз.
[З] – губы немного растянуты. Зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы. Горло дрожит (есть голос). Характеристика: согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком.
[Ц] – губы нейтральны, зубы сближены, вначале кончик языка опущен и касается нижних зубов, а спинка приподнята, потом спинка языка поднимается к верхним зубам и образуется щель (как у [С], из который выходит струя воздуха, а кончик языка остается у нижних зубов. Характеристика: согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком без колокольчика.
- Какие различия у звуков [С] и [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»? Что есть общего и различного у звуков [Ц] и [С]
Задание 2. Назвать лишнее слово в ряду
- Теперь поиграем и усвоим данный материал про звуки.
«Чики» просит назвать лишнее слово в ряду.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] - [3] - [Ц] :
санки, цирк, суп, сок; огурец, молодец, нос, палец; курица, мельница, лиса, лицо; санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.
- Молодец, справилась с заданием. За хорошее выполнение заданий, я буду давать тебе фишки.
Задание 3. Чистоговорки.
- А теперь повторяй за мной:
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
За-за-за — вот идет коза.
Зу-зу-зу — не боюсь козу.
Ца-ца-ца — вот идет овца.
Цу-цу-цу — не боюсь овцу.
Задание 4. Закончить предложение нужным словом. Наглядный материал.
- Подбери картинку и закончи предложение!
На болоте живет длинноногая. На ковре висит острая. Под кустом спрятался трусливый ….(сабля, цапля, зайка).
Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С], [З] и звуком [Ц].
Соня гуляет на поляне.
У Оли болят зубы.
Лариса идет на улицу.
Соня идет в лес.
Захар увидел козу на поляне.
У Сони и Зои теплые рукавицы.
В лесу живут зайцы.
- Какая ты молодец, держи ещё фишку. Очень хорошо справляешься!
Задание 5. Анализ предложений на звуки [С], [З] и [Ц]. Составление схем предложений.
- Давай вместе с тобой проанализируем предложения.
- Слушай предложения и отвечай на мои вопросы.
Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счету он стоит в предложении?
Вот Зина. У Зины лиса.
Лиза собирает землянику. Тут Лиза и Саша.
В лесу живут зайцы.
- Вот мы и справились с тобой! Ты сегодня хорошо поработал, Молодец!
III. Подведение итогов занятия.
«Чики» : С каким звуками мы с тобой играли? – (с-з-ц).
- Сколько у тебя фишек? Ох…как много, молодец!
Список литературы:
1) Громова О. Е. Говорю правильно С-З-Ц. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. : цв. илл.
2) Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.
3) Спивак Е. Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 40 с.