Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи

Ирина Бондарь
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему :

«Дифференциация звуков С-З-Ц во фразовой речи»

Вид занятия – индивидуальное.

Цель – учить различать звуки [С] - [З] - [Ц] во фразовой речи (по звонкости – глухости, по способу образования).

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1) Учить дифференцировать звуки [С] - [З] - [Ц] во фразовой речи;

2) Закрепить навыки звукового анализа слов;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи» размещена в разделах

3) Закрепить навыки анализа простого предложения;

4) Закрепить навыки запроса информации, речевой этики, репликаций.

Коррекционно-развивающие:

1) Развивать речеслуховую память.

Воспитательные:

2) Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор картинок на звуки [С], [З] и [Ц], кукла «Чики» (обезьянка, схемы предложений, фишки.

Ход занятия:

I. Орг. момент.

- Здравствуй,!

Послушай загадку и скажи, кто же к нам придёт в гости на занятие.

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут (обезьяны).

- Правильно! Молодец! Садись на стульчик, а я пока позову нашего сегодняшнего друга.

Заходит «Чики» и здоровается с ребёнком, предлагает поиграть.

II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

- Давай начнем нашу игру с артикуляционной гимнастике, чтобы размяться.

1) Для губ:

«Улыбочка – трубочка» - губы растягиваются в улыбку и стягиваются.

2) Для язычка:

«Наказать непослушнй язычок»

«Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

«Чистим нижние зубки»

«Горка» - рот куклы широко открыт, ладонь логопеда опущена вниз, согнута в виде горки.

Логопед от имени куклы вступает в диалог с ребёнком.

- Молодец, у тебя очень хорошо, получается, выполнять гимнастику.

Задание 1. Дифференциация звуков [С] — [З] - [Ц]. Уточнение артикуляции звуков «С-З-Ц».

– Посмотри на картинки и определи, где какой звук слышится? (С использованием наглядного материала.)

Собака, колесо, автобус; зонт, коза, ваза; заяц, мельница, цыпленок.

- Какие чаще звуки слышатся? – (с-з-ц).

- Давай вместе вспомним, как каждый из звуков проговаривается!

[С] – губы слегка растянуты в улыбку; зубы «заборчиком» сближены; кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Характеристика - согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим квадратиком без колокольчика.

* язык опущен вниз.

[З] – губы немного растянуты. Зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы. Горло дрожит (есть голос). Характеристика: согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком.

[Ц] – губы нейтральны, зубы сближены, вначале кончик языка опущен и касается нижних зубов, а спинка приподнята, потом спинка языка поднимается к верхним зубам и образуется щель (как у [С], из который выходит струя воздуха, а кончик языка остается у нижних зубов. Характеристика: согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком без колокольчика.

- Какие различия у звуков [С] и [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»? Что есть общего и различного у звуков [Ц] и [С]

Задание 2. Назвать лишнее слово в ряду

- Теперь поиграем и усвоим данный материал про звуки.

«Чики» просит назвать лишнее слово в ряду.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] - [3] - [Ц] :

санки, цирк, суп, сок; огурец, молодец, нос, палец; курица, мельница, лиса, лицо; санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.

- Молодец, справилась с заданием. За хорошее выполнение заданий, я буду давать тебе фишки.

Задание 3. Чистоговорки.

- А теперь повторяй за мной:

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

За-за-за — вот идет коза.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

Ца-ца-ца — вот идет овца.

Цу-цу-цу — не боюсь овцу.

Задание 4. Закончить предложение нужным словом. Наглядный материал.

- Подбери картинку и закончи предложение!

На болоте живет длинноногая. На ковре висит острая. Под кустом спрятался трусливый ….(сабля, цапля, зайка).

Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуком [С], [З] и звуком [Ц].

Соня гуляет на поляне.

У Оли болят зубы.

Лариса идет на улицу.

Соня идет в лес.

Захар увидел козу на поляне.

У Сони и Зои теплые рукавицы.

В лесу живут зайцы.

- Какая ты молодец, держи ещё фишку. Очень хорошо справляешься!

Задание 5. Анализ предложений на звуки [С], [З] и [Ц]. Составление схем предложений.

- Давай вместе с тобой проанализируем предложения.

- Слушай предложения и отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Последнее? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Найти его схему. Каким по счету он стоит в предложении?

Вот Зина. У Зины лиса.

Лиза собирает землянику. Тут Лиза и Саша.

В лесу живут зайцы.

- Вот мы и справились с тобой! Ты сегодня хорошо поработал, Молодец!

III. Подведение итогов занятия.

«Чики» : С каким звуками мы с тобой играли? – (с-з-ц).

- Сколько у тебя фишек? Ох…как много, молодец!

Список литературы:

1) Громова О. Е. Говорю правильно С-З-Ц. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. : цв. илл.

2) Комарова Л. А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с.

3) Спивак Е. Н. Звуки С, Сь, З, Зь, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М. : Издательство ГНОМ, 2011. – 40 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Звук и буква Ш — Ж» Цель: Дифференциация звуков [Ш — Ж]. Задачи: Обучающая: - закрепить знания о механизме образования дифференцируемых звуков изолировано,.

Коррекционно-игровой проект «Учимся говорить правильно» Актуальность проблемы Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи
Опубликовано: 13 января 2014 в 15:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[З]-[Ц] во фразовой речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бондарь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД