Наталья Васильева
Коррекционно-игровой проект «Учимся говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.
Публикация «Коррекционно-игровой проект „Учимся говорить правильно“» размещена в разделах
Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, - естественная среда его развития. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Это позволяет решить сразу несколько задач:
Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.
Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
Повысить познавательную активность и работоспособность.
Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Плавно регулировать поведенческие трудности детей.
Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в режимные моменты.
Проблема: как сформировать у детей с дизартрией умение правильно произносить проблемные звуки.
Цель: сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале.
Задачи: 1. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (постановка звуков).
2. Формирование навыков правильного использования звуков в речи (автоматизация умений).
3. Формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).
Участники проекта : дети, учитель-логопед.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Срок: проект рассчитан на два учебных года.
Ожидаемый результат:
1. Создано полноценное дидактическое обеспечение процесса коррекции звукопроизношения в кабинете учителя-логопеда.
2. Ребенок:
• Умеет правильно произносить звуки.
• Умеет выделять звуки в слове.
• Способен различать смешиваемые звуки.
• Проявляет речевую активность, самостоятельность, инициативу.
Принципы реализации проекта
1. Этиопатогенетический – учет этиологии механизмов речевого нарушения.
2. Системности и учета структуры речевого нарушения.
3. Возрастной адресованности – содержание дидактического пособия соответствует возможностям детей к усвоению речевого материала.
4. Поэтапности – работа с каждым дидактическим пособием начинается и соответствует задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.
5. Индивидуально - дифференцированного подхода – учет пола, возраста ребенка, накопленного им опыта, особенности эмоциональной сферы и др.
6. Словесного сопровождения – работа с дидактическим пособием сопровождается точной и конкретной речью.
7. Взаимодействия – партнерские взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Методы и приемы
коррекции звукопроизношения
- образец
- повторение
- объяснение
- указания
- словесное упражнение
- оценка детской речи
- вопрос
- показ
- дидактическая игра
- игра – драматизация
- напоминание
- совет
- подсказ
- исправление
- замечание
Организация предметно-развивающей среды
по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста включает в себя:
Дидактические альбомы.
Дидактические пособия.
Набор предметных картинок.
Игровые упражнения.
Дидактические игры.
Лексический материал.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (2 недели). Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с воспитателями, родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной (2 учебных года). Реализация проекта.
III этап – итоговый (2 недели). Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными. Презентация проекта.
План реализации проекта
Этап работы Виды работы Пособия Цель работы
Подготовительный • Диагностическое обследование детей.
• Анкетирование родителей.
• Информирование воспитателей и родителей о целях и задачах проекта.
• Создание условий, необходимых для реализации проекта. Альбом для обследования речи детей.
Анкеты.
Выявить проблемы в звукопроизношении.
Основной
Постановка звуков Выработать умения правильно произносить изолированные звуки. Альбом «Общая артикуляционная гимнастика».
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов.
Альбом «Сказки для язычка» (комплексы артикуляционных упражнений).
Отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков (соноров, шипящих и свистящих звуков).
Пособие «Полянки». Выработка умения изолированно воспроизводить звук.
Автоматизация звука Добиться постепенного введения поставленного звука в речь ребенка.
Набор предметных картинок. Автоматизация поставленных звуков в словах (свист-х, шипящих звуков и соноров).
И/упр. «Улитка». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Помощник». Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Четвертый лишний». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Украсим елочки». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Времена года». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Что сделал Саня?»
Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Что без чего не бывает?»
Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Что с чем?»
Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Около дома сад».
Автоматизация звука [с] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Прогулка Сени». Автоматизация звука [сь] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Считалочка». Автоматизация звука [з] в словах.
И/упр. «Возле дома газон».
Автоматизация звука [з] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Зина».
Автоматизация звука [з] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Машина».
Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Мишин завтрак».
Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Кошка».
Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Маша шла». Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Измени слово». Автоматизация звука [ш] в словах.
И/упр. «Цирк Шапито».
Автоматизация звука [ш] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Жужжалка».
Автоматизация звука [ж] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Лужайка».
Автоматизация звука [ж] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Одинаковые словечки». Автоматизация звука [ч] в словах, в предложениях.
И/упр. «Колобок».
Автоматизация звука [л] в словах, в предложениях.
И/упр. «Веселый удав». Автоматизация звука [л] в словах.
И/упр. «Парочки – ассоциации». Автоматизация звука [л] в словах.
И/упр. «Летчик».
Автоматизация звука [л] в словах, в предложениях.
И/упр. «Жильцы».
Автоматизация и диффер-ия звуков [л – ль] в словах.
И/упр. «Овощи – фрукты».
Автоматизация и диффер-я звуков [л – ль] в словах.
И/упр. «Фотограф».
Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.
И/упр. «Веселый удав».
Автоматизация дифференциация звуков [р – рь] в словах.
И/упр. «Прогулка Красной Шапочки». Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.
И/упр. «Игра со звуком -Р-».
Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.
И/упр. «Зоркий глаз». Автоматизация звука [р] в словах.
И/упр. «Овощи – фрукты».
Автоматизация и дифференциация звуков [р – рь] в словах.
И/упр. «Парочки – ассоциации». Автоматизация звука [р] в словах.
И/упр. «Рома – рыбак». Автоматизация звука [р] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Моряки».
Автоматизация звука [рь] в словах, в предложениях.
И/упр. «Жильцы».
Автоматизация и дифференциация звуков [р – рь] в словах.
И/упр. «Прогулка на реку».
Автоматизация звука [рь] в предложениях и фразовой речи.
Д/и «Ловкий волчок».
Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Д/и «Звуковые кубики».
Автоматизация поставленных звуков (свис-х, шипящих звуков и соноров).
Д/и «Поезд звуков».
Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Д/и «Рыболов». Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Лексический материал (набор картинок с художественным словом). Автоматизация и дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Дифференциация звуков.
Научить различать и
правильно употреблять звуки сходные по звучанию.
Набор предметных картинок. Дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Д/и «Часы».
Дифференциация поставленных звуков.
Лексический материал (набор картинок с художественным словом). Дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Д/и «Рыболов». Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Звуковые кубики». Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Поезд звуков».
Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Урожай». Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Друг за другом». Дифференциация поставленных звуков.
И/упр. «Веселый удав».
Дифференциация звуков [с – з] в словах.
И/упр. «Доскажи словечко».
Дифференциация звуков [с – ш] в словах.
И/упр. «В лесу».
Дифференциация звуков [с – ш] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Отгадай загадку».
Дифференциация звуков [с – ш] в словах.
И/упр. «Веселый удав».
Дифференциация звуков [ш – ж – ч] в словах.
И/упр. «Отгадай загадку».
Дифференциация звуков [л – р] в словах.
И/упр. «Белка».
Дифференциация звуков [л – р] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Доскажи словечко».
Дифференциация звуков [л – р] в словах.
Итоговый • Сбор и обработка практических материалов.
• Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
• Презентация проекта педагогам ДОУ и района. Выявить эффективность и результативность проекта.
Обобщение педагогического опыта.
Дидактическое обеспечение
Дидактическая игра «Звуковые кубики»
Цель: автоматизация поставленных звуков в словах (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Содержание работы: логопед предлагает рассмотреть один кубик и назвать все картинки, правильно проговаривая автоматизируемый звук. Можно предложить кинуть (катнуть) кубик на стол и назвать ту картинку, которая окажется сверху.
Дидактическая игра «Ловкий волчок»
Цель: автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров).
Содержание работы: ребенку предлагается рассмотреть картинки. Затем в центр игрового поля кладутся шарики, ребенок вращает юлу, и шарики разлетаются, при этом попадая в специальные углубления. Ребенок называет картинки, на которых остановились шарики. Игра продолжается несколько раз, пока не будут названы все картинки.
Дидактическая игра «Подарки для матрешек»
Цель: дифференциация поставленных звуков [л - р] в словах.
Содержание работы: логопед предлагает посмотреть и назвать картинки. Ребенок должен определить, какой из двух звуков слышно в слове и «подарить» картинку соответствующей матрешке. В игре есть картинки для дифференциации звуков: [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].
Дидактическая игра «Ромашка»
Цель: дифференциация поставленных звуков [с - ш] в словах.
Содержание работы: на столе макеты ромашек и лепестки к ним. Ребенку предлагается называть картинку на лепестке цветка, правильно проговаривая дифференцируемые звуки, и составить ромашки. В игре есть картинки для дифференциации звуков: [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].
Дидактическая игра «Урожай»
Цель: дифференциация поставленных звуков [р - л] в словах.
Содержание работы: на столе ведерки и набор яблочек. Ребенку предлагается называть картинку на яблочке, правильно проговаривая дифференцируемые звуки, и складывать их в ведерки. В игре есть картинки для дифференциации звуков: [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].
Игровое упражнение «Подскажи словечко»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [л - р] в словах.
Содержание работы: логопед читает стихотворную строчку, ребенок, глядя на картинку подсказывает последнее слово, при этом определяет какой звук слышится [л ] или [р].
Игровое упражнение «Отгадай загадку»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [л - р] в словах.
Содержание работы: логопед предлагает рассмотреть набор картинок, выложенных перед ребенком в произвольном порядке. Затем логопед загадывает загадку, ребенок выбирает картинку и называет ее, при этом определяет какой звук слышится [л ] или [р].