Халидова Рена
Конспект игры-занятия в подготовительной группе «Лес, точно терем расписной»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: 6-7 лет (подготовительная группа)
Культурная практика: продуктивная деятельность.
Тип исследования: по словесному описанию.
Комментарии: Данное занятие проводится с целью развития познавательных процессов; развития речи, памяти, мышления; пробуждения интереса детей к природным явлениям, взаимосвязью их с жизнью человека.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект игры-занятия в подготовительной группе „Лес, точно терем расписной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Листья разных пород деревьев; затонированные альбомные листы, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; осенние листья из картона для физкультминутки, осенние листья разных пород деревьев, музыка П. И. Чайковского.
Ход занятия.
Воспит. Ребята я сегодня шла на работу, и мне под ноги прилетел вот этот листок (держит в руках кленовый лист, он такой живописный желто- красно – оранжевый, переливчатый мне он так понравился, что когда я его увидела, у меня сразу поднялось настроении. Я хочу передать свое настроение вам. Дети передают по кругу кленовый лист, любуются им, улыбаются (психологическая разгрузка).
Воспит. А вы любите разгадывать загадки?
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в путь далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся
Это время года …
Каа оно зовётся? (Осень)
Играет музыка П. И. Чайковского, дети сидят полукругом. Предлагаю детям во время прослушивания музыки закрыть глаза и представить картину осени.
Дети рассказывают о характере музыки (грустная, тихая, печальная, тоскливая, местами яркая, громкая) о том что представили во время прослушивания (дождик, серое унылое небо, ветер и листопад)
Осень- красивое время года!
Воспитатель:- Какие осенние месяцы вы знаете (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Какое время года было перед осенью? Какое придет после осени? (лето, зима)
Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, ночи становятся длиннее, солнце светит редко, температура воздуха падает, летит паутина, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки,перелетные птицы улетают в теплые края; звери готовятся к зимней спячке, делают запасы, утепляют норки, меняют летние шубки на зимние, более светлые и теплые; исчезают насекомые).
Куда улетают птицы? Почему?
Куда исчезают насекомые?
Что делают звери осенью?
Физкультминутка.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А какие пословицы об осени вы знаете?
(Осень пришла – дожди с собой принесла.
Разноцветная осень пришла – веселье детям принесла.
Рано опали листья с деревьев – к холодам, будет ранняя зима.
Птицы собираются в стаи – к наступлению холодов.
Гуси осенью летят — зимушку на хвосте тащат.)
Воспит. Давайте теперь каждый одним словом опишет, какая бывает осень. (С мячом)
(холодная, дождливая, хмурая, пасмурная, серая, золотая, теплая, ранняя, печальная, тоскливая, красивая, ветреная, слякотная, ненастная, долгая, желтая).
Воспитатель:- Сейчас какой месяц? Как можно назвать этот месяц?
(октябрь, середина осени, золотая осень)
Восп. Почему середину осени называют «золотой»?
Воспит. Ребята послушайте стихотворение Зои Федоровской об осени и подумайте, с кем сравнивает осень поэтесса.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
- С кем можно сравнить осень? (с художницей)
- Какие любимые цвета у художницы-осени? (желтый, красный, золотой, багряный, коричневый).
Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу вам предложить рассмотреть репродукцию картины художника Исаака Левитана «Золотая осень». Само название картины говорит, какое время года художник на ней изобразил. Какая осень на картине? Какой у осени характер? (нарядная, пышная, красивая, веселая, яркая, золотая). Вам нравится картина?
Осень-великая художница, она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе.
Воспит: Как называется явление в природе, когда опадают листья? (листопад)
Воспит. Давайте и мы полетаем с листиками и ветерком.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
"Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Стук в дверь.
ПОСЫЛКА ОТ ОСЕНИ
Воспит. Осень мимо проходила и посылку уронила!
А посылка не простая, что же в ней!
Ой, ребята да здесь для нас письмо Осень написала.
«Дорогие ребята, у меня произошло странное происшествие в лесу. Опушка леса опустела, все лиственные деревья исчезли. Помогите, пожалуйста, их вернуть. Мне надо лес к приходу зимы приготовить. Времени осталось мало. А чтобы вы узнали, какие деревья там росли, вот вам подсказка — листики».
- Ребята, что произошло в лесу?
- Ребята, сможем мы помочь осени?
- Надо узнать, какие деревья росли в лесу.
- Только посмотрите, листики все смешались. Давайте мы их для начала разберем.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Дидактический материал: Карточки с изображением деревьев.
Деревья: дуб, клен, рябина, береза, тополь, осина, липа.
Листья: дубовый, кленовый, березовый, тополиный, рябиновый, осиновый, липовый.
Молодцы ребята!
Восп. Теперь в нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них, тут вы не найдете совершенно одинаковых листиков, они все отличаются друг от друга: величиной, формой, расцветкой.
- Посмотрите на листики внимательно. В середине листика проходит прожилка, от которой в стороны отходят более тонкие прожилки, как веточки. Что напоминает вам форма листочка? На что похож листик? (ответы детей). Листик напоминает крону дерева, а прожилка переходит в черенок-палочку, напоминает ствол дерева.
Ребята, а как же мы сможем помочь осени, вернуть деревья на лесную опушку? У нас ведь только листики и краски.
Только как же мы будем рисовать листочками? Как вы думаете?
Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики — мы будем ими печатать деревья на опушке леса. Осенний лесной пейзаж, изображение природы.
Но для начала разомнем наши пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
"Вышли пальчики гулять"
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")
Практическая часть. (МОЖНО СДЕЛАТЬ КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ)
Печатание деревьев с помощью осенних листочков.
Ребята, давайте устроим выставку наших работ. Смогли мы помочь Осени? Вернули деревья на опушку леса?
- Удалось ли нам изобразить красивую и нарядную осень? Давайте полюбуемся нашими картинами, какие вы замечательные художники!
- Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (обсуждение детских работ)
- Иван, а какое дерево в лесу самое красивое?
- Анжела, какое дерево самое нарядное?
Молодцы! Вы подобрали нужные яркие краски, получился интересный пейзаж – как у настоящих художников.
Мы помогли осени, спасли опушку леса, вернули все деревья. Теперь лесные жители смогут приготовиться к зиме, а деревья смогут сбросить свой наряд.
Этим рисунками мы украсим нашу группу и будем ими любоваться.
О каком времени года мы сегодня говорили?
Что мы рисовали? (осенний пейзаж)
Как мы рисовали деревья? (печать листьями)
Вам понравилось рисовать осенний лес листиками?
Молодцы, ребята! Занятие подошло к концу. Спасибо за интересные работы.
Использованная литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М. : 2010.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. - М. : Сфера, 2004.
3. Пословицы и поговорки про осень. Интернет-источник.
4. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М. : ГНОМ и Д, 2000.