валентина шапошникова
Конспект игр-занятий для развития речи «Кого покатаем на машине?» во второй младшей группе
Составила: воспитатель Шапошникова В. Ю. МБДОУ «Детский сад №1» р. п. Ардатов.
Игра-занятие «Кого покатаем на машине?» во второй младшей группе
Программное содержание: научить детей при описании игровых действий использовать предложения с однородными членами, закрепить в речи названия игрушек. Побуждать высказываться, делиться личными впечатлениями, способствовать возникновению у детей игр с использованием игрушек. Воспитывать бережное отношение к игрушками.
Предварительная работа: игры детей с игрушками, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.
Публикация «Конспект игр-занятий для развития речи „Кого покатаем на машине?“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Темочки
Материал: машина (или две машины, мишка, заяц, лисичка, белочка.
Воспитатель показывает детям машину и говорит : «У меня есть машина. Машина большая, у нее красная кабина и синий кузов, колеса у машины черные. Сейчас эта машина покатает… (выставляет игрушки и предлагает назвать их). Сейчас Сережа (Вова, Оля) посадит на машину зайчика и покатает его.
Воспитатель: «Сережа катает на машине зайчика», -говорит воспитатель, давая образец высказывания. «Что делает Сережа?-обращается он к группе, побуждая детей к речевой активности. Двое-трое малышей отвечают на вопрос. Педагог, если это нужно, помогает составить ответ в форме развернутого, законченного предложения. («Сережа катает на машине зайчика») Затем воспитатель обращается к ребенку, выполневшему игровое действие: «Что ты делал, Сережа?»,- «Я катал на машине зайчика»,- отвечает малыш.
Игра продолжается. Педагог говорит: «Посадим на машину рядом с зайцем мишку. Галя покатает на машине зайца и мишку». Ребенок выполняет игровое действие. На вопрос воспитателя «Что делает Галя?» Дети отвечают: «Галя катает на машине зайчика и мишку». «Что ты делала, Галя?»-спрашивает педагог ребенка по окончании игрового эпизода. «Я катала на машине зайчика и мишку», - отвечает девочка. В ходе игры количество игрушек увеличивают, соответственно возрастает объем высказываний. При этом педагог побуждает детей проявлять инициативу- самим выбирать игрушку. Например, ребенок выбрал еще и белочку и посадил ее в машину. На вопрос, что он будет делать, ребенок отвечает: «Я буду катать на машине белочку, мишку и зайца». О предстоящем игровом действии можно спросить и других ребят: «Что будет делать Дима (Катя, Валера?- «Дима будет катать на машине зайца, мишку, белку»-примерно в такой развернутой форме дети должны ответить на вопрос. В конце занятия малыши уже действуют со всеми игрушками, соответственно высказывания их представляют собой предложения, в которых употребляется четыре однородных дополнения, например: «Света катает на машине мишку, зайчика, белку и лисичку». После речевых упражнений, воспитатель может прочитать стихотворения про игрушки. Привлечение литературных произведений оживляет занятие, способствует развитию образной речи. Как вариант может быть организована игра, где действует одновременно двое детей. Воспитатель сопровождает игровые действия речью- дает речевой образец с включением в него соответствующего лексического материала, например: «Люда катает на синей машине белочку, а Катя катает на желтой машине зайца и медвежонка» Затем еще раз произносит фразу, выделяя силой голоса и интонацией нужные слова, и предлагает кому-нибудь из детей повторить сказанное : «Скажи, Дима, что делают Галя и Катя?» С помощью таких методических приемов дошкольники активнее усваивают построение предложений и на следующем этапе игры высказываются уже более уверенно. Ориетируясь, на усвоенную речевую модель, дети упражняются в самостоятельном построении предложений с использованием в них нового лексического материала. Конечно, в случае затруднения педагог приходит на помощь, чтобы каждый ребенок справился с заданием.
Игра-занятие «Кто гуляет на полянке?»
Программное содержание: учить составлять подробные описания предметов, активизировать словарь за счет слов, обозначающих предметы одежды и ее цвет.
Материал:три куклы, зеленая бумага, вырезанная в форме полянки.
Ход игры.
Воспитатель кладет на стол «зеленую полянку» и говорит: «Это полянка. Кто придет сюда погулять! Посмотрите! (показывает куклу и водит ее по «полянке») Затем педагог дает образец высказывания: «На зеленой полянке гуляет кукла в красном платье и белых туфельках» Детям предлагается повторить описание. Продолжая игру, воспитатель помещает рядом с первой другую куклу. С помощью речевого образца и наводящих вопросов дети составляют рассказ о второй кукле. «На зеленую полянку пришла кукла в желтом платьице с синими бантиками в косичках». В ходе игры малыши рассматривают следующую куклу и вместе с педагогом рассказывают о ней: «На зеленую полянку пришла еще одна кукла. Она в синей юбочке и белой кофточке. На голове у нее красный бант». В конце игры воспитатель предлагает посмотреть на кукол, которые гуляли на полянке, и послушать его рассказ: «На зеленой полянке гуляют куклы. Эта куколка в (показывает на платье и ждет ответа детей) в красном платьице и белых туфельках. Другая куколка в желтом платье с синими бантиками в косичках. А эта куколка в синей юбочке, белой кофточке. А на голове у нее красный бант»