Таскира Вакилевна Габидуллина
Конспект игры-викторины «Пожарная безопасность в природе»
Цель: формирование у воспитанников представления о пожарной безопасности в природе.
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания о работе пожарных, об элементарных правилах поведения во время пожара;
- расширять и углублять знания о причинах возникновения пожаров в лесу;
- расширять знания об источниках опасности в природе;
- познакомить с номером телефона пожарной спасательной службы.
Развивающая:
Публикация «Конспект игры-викторины „Пожарная безопасность в природе“» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Викторины, интеллектуальные игры
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Викторины, интеллектуальные игры
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать познавательную активность, навыки коммуникативного общения.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание прийти на помощь;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Словарная работа: самовозгорание, обитатели леса, огнетушитель, пожарный, противогаз, огнеупорные рукавицы.
Направления образовательной деятельности:
познавательное развитие;
социально – коммуникативное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
Методы и приемы:
Наглядный: иллюстрации с причинами пожара.
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры : «Назови причину пожара», «Вопросы-ответы», игры-эстафеты : «Кто быстрее сообщит о пожаре», «Потуши огонь»
Словесный: художественное слово, беседы, загадывание загадок, напоминание, вопросы.
Материал и оборудования: иллюстрации с изображением причин пожара в лесу, карточки с номерами телефонов экстренных служб, кегли; два ведра.
Предварительная работа: беседы о правилах пожарной безопасности : «От чего бывают пожары», «Берегите лес от пожара», чтение рассказа Э. Шима «Дым в лесу», дидактическая игра «Что пригодиться пожарному», «Огонь друг или враг?», чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, плакатов, загадывание загадок.
Место проведения: музыкальный зал
Воспитанники входят в зал, здороваются с гостями и встают полукругом. И в это время стук в дверь.
Воспитатель. Кто это может быть? Интересно, кто-то из гостей наверно опоздал. Да, да, заходите.
Незнайка. Здравствуйте, ребята.
Воспитанники. Здравствуйте.
Незнайка. Вы меня узнали?
Воспитанники. Да.
Незнайка. Я пришел к вам не случайно. Я получил сегодня письмо. И это письмо от обитателей леса. В письме говорится о том, что в лесу появились люди, которые разожгли костер в лесу. Животные и птицы обеспокоены тем, что огонь поползет по сухой траве и может случиться пожар. Лес в опасности! Помогите нам! И я подумал, что мне могут помочь решить это, воспитанники детского сада. И пришел к вам. Дети, как мы можем помочь обитателям леса?
Воспитатель. Незнайка, как раз мы сегодня собрались в зале, чтобы провести мероприятие по пожарной безопасности в природе. И решим, как сможем помочь обитателям леса. Для начала, нам нужно разделиться на две команды. И сесть на стулья. А ты Незнайка, тоже можешь сесть на стульчик.
Воспитанники садятся на стулья по две стороны зала.
Воспитатель. А сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте.
Оставит страшные следы,
Что встретит – пожирает.
И если дать ему воды,
Сам мигом погибает?
Воспитанники. Огонь
Воспитатель. Дети, а вы знаете, что огонь – один из лучших друзей человека. Тысячи лет назад огонь согревал человека, защищал от диких зверей, помогал готовить пищу. Как вы думаете, а в наше время огонь – друг человека?
Воспитанники. Да, друг. Огонь помогает топить печь в доме, готовить пищу, в лесу согреться.
Воспитатель: Но, если с огнём не дружить, он может превратиться в злобного и жестокого врага. Что может произойти, если огонь вышел из-под власти человека?
Воспитанники. Может быть пожар.
Воспитатель. Правильно.
Воспитатель. Да. И причины пожара могут быть разные : лесной пожар может начаться от непотушенного костра. Костер – это всегда опасность для леса, но это опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности, можно пострадать. При умелом обращении с огнем он приносит людям пользу, а при неосторожном – вред. И что тогда может случиться? Чем опасен пожар для леса?
Воспитанники. Пожар уничтожает лес. После него остаются только обгоревшие пеньки. В пожаре погибают птицы, животные, насекомые, грибы, растения.
Воспитатель. А как от лесных пожаров страдают люди?
Воспитанники. В пожаре могут погибнуть люди, оказавшиеся в лесу. Пожар также может уничтожить рядом расположенные деревни. Лесные пожары загрязняют воздух вредными веществами, которые приносят вред здоровью человека.
Воспитатель. Молодцы, все вы правильно ответили.
Дидактическая игра «Назови причину пожара»
На магнитной доске расположены иллюстрации:
• Разведение костров в лесу.
• Детские шалости со спичками в лесопарковой зоне.
• Сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесу.
• Попадание молнии в дерево.
• Брошенный окурок.
• Случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом.
Воспитатель. Большинство лесных пожаров возникает от не затушенных костров. От горящей спички летом загораются леса. От окурка, брошенного в сухую траву, оставленные бутылки, банки могут стать причиной пожара. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание
Воспитатель предлагает детям среди названных причин пожара в лесу назвать ту, в которой не виноват человек (попадание молнии в дерево).
Воспитатель. Дети, если вы обнаружите очаг пожара в лесу, как вы поступите?
Воспитанники. Сообщить о пожаре родителям или если нет их рядом, то в пожарную спасательную службу.
Воспитатель. А сейчас я вас познакомлю с порядком правильного вызова пожарной службы.
1. Набрать номер пожарной службы – 01.
2. Назвать свое имя, фамилию.
3. Указать, что именно произошло.
4. Сообщить адрес происшествия.
Педагог просит повторить 2 – 3 воспитанников
Незнайка. А я смотрю, ваши дети знают всё о пожаре.
Воспитатель. Конечно, знают. Ты, Незнайка, можешь принять участие на нашем мероприятии. Мы начнем свое мероприятие с игры-викторины, посвященной пожарной безопасности. В игре будут участвовать две команды. Запомните правила игры – вопросы нужно слушать внимательно, не подсказывать, ответы не выкрикивать. Ребята, вы готовы начать игру?
Ответы воспитанников.
Воспитатель. Предлагаю командам небольшую разминку.
Педагог по очереди задает загадки командам.
Загадки.
1. Жар-птица летает,
золотые крылья роняет (огонь).
2. Он дает тепло и свет,
с ним шутить не надо, нет! (огонь).
3. Если дым валит клубами,
пламя бьется языками,
И огонь везде, и жар.
Это бедствие… (пожар).
4. Он красив и ярко красен,
но он жгуч, горяч, опасен! (огонь).
5. Что бывает, если птички,
Зажигают дома спички? (Пожар)
6. Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два. (Огонь)
7. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой
А залей его…. (Водой)
8. С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Мы смелые работники!
Так кто же мы?. (Пожарные)
Воспитатель. Молодцы, с загадками справились. Сейчас предлагаю командам ответить на вопросы.
Дидактическая игра «Вопросы - ответы»
1. Как называется профессия, когда тушат пожар? (пожарный).
2. По какому номеру телефона вызывается пожарная служба? (01).
3 Чем пожарные защищают себя от огня? (каской-шлемом, противогазом, боевой одеждой, огнеупорными рукавицами)
4. Почему пожарная машина красного цвета? (чтобы из далека было видно, что едет пожарная машина и ей надо уступить дорогу).
6. Чем опасен пожар в лесу? (могут погибнуть обитатели леса, растения, деревья)
8. Чем можно потушить небольшой пожар? (огнетушителем, водой, песком, одеялом).
Воспитатель: Чтобы помогать людям, пожарные должны быть сильными, ловкими и быстрыми, а для этого они проводят тренировки и учения. Давайте мы тоже покажем, на что мы способны.
Игра-эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре» (нужно добежать до стола, взять карточку с номером телефона спасательной пожарной службы и встать на место).
Игра – эстафета «Потуши огонь»
Берем ведро, бежим к «огню» тушим, бежим обратно передаем эстафету следующему участнику. (Команды выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы уже знаете, сколько неприятностей и горестей может принести лесной пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения, ведь часто основным виновником лесных пожаров является человек, его неосторожное обращение с огнем. Что мы можем сделать, как не допустить пожара в лесу?
Воспитанники. Не поджигать сухую траву.
Не раскидывать битые стекла, так как солнечные лучи нагревают сухую траву через стекло и происходит возгорание.
Разводить костер только на земле, убрав сухую траву возле кострища.
Не разрешать взрослым выбрасывать непотушенную сигарету.
Если видим небольшое возгорание на траве, немедленно его тушим. Если огонь распространился очень сильно, вызываем пожарную помощь.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, мы спасли лес от пожара?
Воспитанники. Да.
Незнайка. И я многому научился у вас. Спасибо большое. За то, что вы меня научили пожарной безопасности в природе, я принес вам подарки.
Воспитанники и педагог благодарят Незнайку за подарки.
Незнайка. Ну мне пора уходить, до свидание ребята.
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались? Как мы это делали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? (защита лесов от пожара - это защита всего живого). Как эти знания вам могут пригодиться в жизни?
Ответы воспитанников
Воспитатель: Спасибо всем детям за умелые действия и правильные решения. Благодаря вашим знаниям, вы спасли лес от пожара. Соблюдайте правила пожарной безопасности в лесу.