Денисова Наталья
Конспект игры по патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Дать элементарные представления о городах-крепостях в Древней Руси. Познакомить детей со снаряжением богатырей.
Публикация «Конспект игры по патриотическому воспитанию „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…».
Материалы и оборудование: игра-лабиринт, фишки и кубик.
Ход игры:
Воспитатель : Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними и подарите им тепло своих улыбок.
Посмотрите вокруг, что изменилось в нашей группе?
Да, у нас появилась вот такая необычная дорожка. Давайте рассмотрим её повнимательнее (рассматривают и обсуждают цифры и картинки) Как вы думаете, на ней можно играть? Как на ней можно играть?
Воспитатель : Да, можно и так играть. А я предлагаю вам сегодня поиграть в игру-бродилку, хотите?
А как она называется вы уже догадались? («Богатыри Земли Русской»).
Воспитатель :Да. Чем славились богатыри?
(Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Они были защитниками нашей Родины в древности)
Воспитатель : Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их жизнь и подвиги? Тогда собирайтесь в путь, только сначала давайте вспомним правила игры-бродилки. Сейчас мы будем поочерёдно бросать кубик и делать последовательные ходы. Если фишка попадёт на зелёный кружок, вы узнаете от меня что-то интересное, а при попадании на жёлтый кружок, нужно выполнить игровое задание, чтобы продолжить игру дальше. Ну а если фишка попадет на красный кружок,то у нас будет музыкальная пауза. Тогда начнём -O-
Воспитатель :
Задание 1.(жёлтый кружок) Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети: «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.
Задание 2 (зелёный кружок)
Воспитатель : (показывает иллюстрацию сказки) Послушайте отрывок из «Сказки - о царе Салтане.» А. С. Пушкина:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами,
Блещут маковки церквей.
Воспитатель : В этом отрывке А. С. Пушкин описал сказочный город, но такие города были не только в сказке. Древние города на Руси были похожи на этот сказочный и мало похожи на города современные. Посмотрите на фото макета древней Елецкой города-крепости. Давным-давно люди жили в городах-крепостях и города были намного меньше современных. Строили города на высоких берегах рек или озер, там, где одна река впадала в озеро или другую реку. Реки были в старину дорогами: летом плавали, а зимой ездили на санях, поэтому расположение города у рек давало возможность вести торговлю. Вода и крутые берега — хорошие защитники: с высоких мест легче заметить приближение врагов. С третьей стороны строили препятствия — выкапывали ров, насыпали высокий земляной вал. Со всех сторон город был окружён крепкими деревянными или каменными стенами. С таких стен стреляли по врагам из луков, бросали вниз камни, лили кипяток- горячую смолу.
Педагог рассматривает с детьми древнерусскую крепость на иллюстрациях.
Воспитатель : Почему необходимо было строить города – крепости?
Дети: Они защищали жителей от врагов.
Воспитатель : В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. Поэтому строились такие города.
Задание 3. (жёлтый кружок) .
Воспитатель Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь не замеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. С кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель : : Сейчас мы проверим, знаете ли вы, кто из богатыре с кем бился?
Игра «С кем бились богатыри»
Задание 4.. (жёлтый кружок)
Это задание от «Соловья – Разбойника»
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Воспитатель :
Задание 5. Это задание от Змея Горыныча.
Чтобы пройти это испытание вы должны отгадать загадки и богатыря снарядить на бой со Змеем Горынычем. Вы готовы?. Но тут произошла небольшая путаница- перемешались старинные и современные оружия. (Дети называют оружие времён Древней Руси).
Давайте поможем богатырю собраться в дальний героический поход.
Подбираем короткие четверостишия или загадки про воинское снаряжение. Развешиваем в группе картинки с отгадками. Загадываем загадку и предлагаем найти в группе картинку.
Загадки:
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель : Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
Задание 6. Музыкальная пауза.
Ребята, у нас выпала музыкальная пауза. Присаживайтесь, посмотрим, что нас ждёт.
Дети рассаживаются, выходят персонажи.
Гусляр: Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских.
Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинище да то Горынище,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в плен возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина Змея,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».
Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой вы, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель : понравился ли вам рассказ, про подвиги богатырские?
Дети: Да
Воспитатель : Ну вот, ребята и подошла к концу наша игра. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. Если вам понравилось наша игра поднимите большой палец вверх, если не понравилось, то вниз
Какие задания, для вас, были самыми интересными?
Какие задания, для вас были трудными?
Я думаю, мы с вами ещё не раз сыграем в эту игу. Ну а какая будет тема нашей следующей игры, мы обсудим с вами вечером. Договорились?
.