Наталья Числова
Конспект «Игры по формированию элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью»
▼ Скачать + Заказать документы
тема: Путешествие колобка
организовала и провела:Числова Н. В.
Цели:
Коррекционно-образовательные задачи:
Учить устанавливать соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепить количественный счет в пределах 5. Закрепить умение сравнивать предметы по длине и высоте, выстраивать сериационный ряд и обозначать результат сравнения словами (высокий, пониже, низкий; большой, маленький). Упражнять в преобразовании множеств предметов путем уравнивания в пределах пяти. Упражнять детей в умении осуществлять предположительный зрительно- мысленный анализ способа расположения фигур, проверяя его практически.
Публикация «Конспект „Игры по формированию элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Коррекционно-развивающая задача:
Развивать умение применять полученные знания на практике, в другой обстановке. Развивать конструктивные способности, наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие. Развивать координацию речи с движением. Продолжать формировать коммуникативные умения.
Коррекционно-воспитательная задача:
Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, желание прийти на помощь тем, кто нуждается. Формировать у детей потребность, способы и умения участвовать в коллективной деятельности сверстников, умение выражать сочувствие и радость.
Методы :
Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.
Приёмы:
Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.
Предварительная работа
Драматизация русской народной сказки «Колобок». Разучивание упражнения на координацию речи с движением «Автобус», автор Е. Железнова. Проведение дидактических игр на закрепление названий геометрических фигур («На что похоже?», на соотнесение количества и цифры («Подбери цифры», составление сериационных рядов, сравнение предметов по длине, сравнение множеств. Индивидуальная работа с детьми по закреплению пройденных тем.
Словарная работа
Закрепление слова «Мебель»; высокий, пониже, низкий; больше, меньше, поровну; длинный, короткий, большой, маленький.
Оборудование и материалы для занятия:
Письмо в конверте, длинная и короткая дорожки разных цветов, схематическое изображение домика, печенье и баранки в корзинке, зайцы, игрушки – медведь, волк, лиса, заяц, колобок – куклы Би-ба-бо, игра «Танграм», магнитофон, фонограмма логоритмического упражнения «Автобус», фонограмма песни «Колобок».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика «Подари улыбку». Дать детям положительный эмоциональный настрой.
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
- Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Воспитатель:Дети, сегодня утром я увидела на окошке птичку. Она принесла письмо. Давайте прочитаем: «От бабушки ушёл. От дедушки ушёл. Попал в беду. Спасите!».
- Подписи нет. Видно, кто-то очень спешил. Вы догадались, кто написал это письмо?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Дети, Колобок попал в беду. Кто хочет помочь нашему другу? (Я). Тогда отправляемся в путь.
Логоритмическое упражнение «Автобус».
2. Основная часть.
На полу лежат листы с изображением заячьих следов. Педагог загадывает загадку:
Зверь какой-то на бегу
След оставил на снегу.
Кто же это отгадай
Дети: Заяц
А потом их посчитай
Выкладывается числовой ряд (зайчики).
Дети по очереди считают зайчат и показывают соответствующую цифру.
Воспитатели: Молодцы, ребята. Но нам пора искать Колобка. Зайцы сказали, что Колобок был здесь и направился туда, где живет Волк.
Упражнение «Сравни дорожки».
Перед детьми лежат две дорожки.
- Дети, посмотрите, перед нами две дорожки. На одной дорожке растут красные цветочки, на другой жёлтые. Дорожки одинаковые? (Нет).
- Зайцы нам сказали, что Колобок покатился по самой длинной дорожке. Нам надо узнать, какая же дорожка длинная, а какая короткая. Как мы можем узнать? (Положить дорожки рядом).
Дети с педагогом сравнивают две дорожки способом приложения.
- Дорожка с красными цветами, какая? (Длинная). Дорожка с жёлтыми цветами, какая? (Короткая).
Нам надо пройти по длинной дорожке, по какой мы пойдем? (С красными цветами).
А теперь пойдемте по длинной дорожке к Волку.
Дети друг за другом проходят по дорожке с красными цветами.
Детей встречает Волк.
Воспитатель: Здравствуй, Волк! Не встречал ли ты нашего друга Колобка?
(Волк «шепчет» на ухо): Да, ребята, был здесь наш друг. Волк скажет нам, куда направился Колобок, если мы ему поможем. Собрался Волк построить себе дом. Есть рисунок дома, материал, но не знает с чего начинать? Поможем? (Да).
Проводится игра «Танграм» - «Дом».
Дети садятся за столы. На доске висит схематическое изображение домика. У каждого ребенка набор геометрических фигур
Воспитатель: Рассмотрим внимательно домик - стену, крышу, трубу.
Расскажите как бы вы его составили из имеющегося набора геометрических фигур?
Ваня: Стены домика надо сложить из двух больших треугольников (пальцем как бы делает разметку на образце,- получается большой квадрат. Труба – маленький квадрат. Крыша – прямоугольник и два маленьких треугольника.
Дети за столами выкладывают домики.
- Дети, волку очень понравились ваши домики, он говорит, что каждый день будет менять свое жилище, переходя из одного дома в другой.
- Ну что ж, ребята, нам пора в путь. Волк сказал, что Колобок отправился к Медведю.
Упражнение на развитие общей моторики, координацию речи с движением. под песню Т. Морозовой «Колобок».
Упражнение «Подбери стульчики». Составление сериационных рядов из 3 предметов.
Воспитатель:Вот мы и дошли до медведя. Здравствуйте, Михаил Потапович. Не встречали ли вы нашего друга Колобка? («шепчет» на ухо). Был здесь Колобок, даже немножко набедокурил. Медведь купил мебель и посуду для своей семьи, а Колобок их перепутал.
- Посмотрите, какую мебель купил Медведь? (Стулья). Они одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Высокий, пониже, низкий). Это какой стул? (Высокий). Как вы думаете, для кого он? (Для Медведя). Это какой стул? (Пониже). Для кого? (Для Медведицы). А это какой стул? (Низкий – для Медвежонка) Медведь благодарит вас за помощь. Он сказал, что Колобок покатился в сторону домика Лисы. Нам надо торопиться.
Дети под музыку идут к Лисе.
Упражнение «Больше, меньше, поровну». Сравнение и уравнивание множеств.
- Ах ты, рыжая плутовка,
Прячешь Колобка ты ловко,
Всё равно его найдём,
От беды его спасём.
- Дети, Лисичка ждёт гостей, напекла печенье и баранки. Но задумалась, а всем ли гостям хватит? Если мы ей поможем посчитать, она отпустит нашего Колобка.
- У лисы будет 5 гостей. Сколько должно быть печений, чтобы всем гостям хватило? (5). А сколько же печений напекла Лисичка? (4). Хватит ли гостям? (Нет). Что надо сделать? (Добавить одно). Сколько баранок напекла Лисичка? (4). Чего больше: печений или баранок? (Печений). Что надо сделать, чтобы печений и баранок стало поровну? (Добавить одну). Сколько теперь стало печений и баранок? (Поровну) .
Дети считают печенья и баранки, уравнивают множества. Лиса благодарит детей и отдает им Колобка.
- Ребята, а вот и наш Колобок, Лиса его отпустила.
-Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Вы рады, что спасли Колобка? (Да). Вы очень старались. Выполнили все задания и помогли Колобку. Давайте расскажем нашему другу, кого мы встретили в пути, кому помогли.
Дети, передавая друг другу игрушку, рассказывают о своём путешествии. (Считали зайчат. Волку строили домик. Медведю подбирали стульчики. Лисичке считали печенья и баранки).
- Давайте попрощаемся с колобком. До свидания! А мы с вами сейчас скажем волшебные слова и вернёмся в группу
Вправо влево повернись
В нашей группе окажись.
Дети повторяют за воспитателем.