Любовь Говорова
Конспект игры-геокешинга «Путешествие по жемчужинам Оренбургской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по жемчужинам Оренбургской области».
Цель: Познакомить детей с богатствами родного края.
Задачи:
Образовательные задачи:
- расширять знания детей об уникальных природных объектах Оренбургской области (Бузулукский бор, озеро Развал, о пуховом промысле и хлебном крае);
- научить детей самостоятельно при помощи игры «геокешинг» познавать много интересного о родном крае, познавать окружающий мир;
Публикация «Конспект игры-геокешинга „Путешествие по жемчужинам Оренбургской области“» размещена в разделах
- Геокешинг (геокэшинг) для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;
- закрепить знания детей, полученные ранее.
Развивающие задачи:
- развивать любознательность, наблюдательность и творчество;
- способствовать развитию логического мышления, связной речи;
- развивать воображение, эстетический вкус;
- развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута;
- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач.
Воспитательные задачи:
- воспитывать активность и свободу общения;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма.
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками (умение договариваться, слаженно работать в коллективе);
Методы и приемы:
- словесные (беседа, вопросы, объяснения);
- наглядные;
- игровые;
- практические.
Мотивация: Пришло письмо из музея национальной деревни.
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы работали над проектом «Многонациональное Оренбуржье» и вы вместе с родителями создали макет «Национальная деревня». Вы молодцы! Вы очень любознательные, сообразительные и творческие ребята, и готовитесь пойти в школу.
А теперь мы к вам обращаемся с просьбой помочь музею проложить маршрут для гостей нашей Оренбургской области и отметить на карте места, которыми славится Оренбуржье. Сделать мы вам это предлагаем с помощью познавательной и увлекательной игры «геокешинг» (найти клад по карте). Мы вас заранее благодарим, а за ваши старания вас ждет в конце игры вознаграждение – клад, к которому вас приведут наши подсказки – записки.
Целеполагание: Помочь музею проложить маршрут и отметить места на карте, которыми славится наша Оренбургская область; найти клад – вознаграждение, отправить музею посылку с картой, «богатствами» нашего края.
Оборудование:
- карта Оренбургской области;
- письмо из музея национальной деревни;
- оборудование, для показа слайдов;
- емкости с солью, стаканы с водой, чайные ложки, кувшин, колечко;
- стенд «Оренбургские пуховницы (Саракташский район)»;
- сосновые и еловые шишки;
- каравай хлеба;
- сундучок со сладостями.
Ход игры - геокешинга
- Воспитатель: А что такое «геокешинг» (игра, где отыскивается клад, а мы становимся кладоискателями). Дети, в эту игру играют только те ребята, которые хотят много знать, готовы к препятствиям и любят свою малую родину. Вы готовы стать кладоискателями? (да). Вы самые сообразительные и внимательные? (да). Сейчас мы это проверим! Если я правильно скажу, вы хлопаете в ладоши, если нет - топаете.
Игра-разминка «Топ-хлоп»
Караси в реке живут (хлопают)
На сосне грибы растут (топают)
Любит мишка сладкий мед (хлопают)
В поле едет пароход (топают)
Дождь прошел – остались лужи (хлопают)
Заяц с волком крепко дружат (топают)
Ночь пройдет – настанет день (хлопают)
Маме помогать вам лень (топают)
Праздник дружно проведете (хлопают)
И домой вы не пойдете (топают)
Нет рассеянных средь вас (хлопают)
Все внимательны сейчас (хлопают).
- Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть места в Оренбургской области, которые называют ЖЕМЧУЖИНАМИ Оренбургской области. А что же такое жемчужина? Жемчужина – это богатство. Это очень красивые и дорогие для сердца места, это гордость нашей области. Чтобы выполнить просьбу сотрудников музея, мы сейчас отправимся с вами в путешествие по жемчужинам Оренбургского края. Ну что, в путь!
- Ребята, что нам необходимо, чтобы не заблудиться и правильно попасть на место? (карта и компас). В письме нам оставили подсказку, указывающую на то, откуда нам следует начинать наше путешествие. Читаем записку: «Приглашаем вас туда, где можно плавать, как на море». Ребята, как вы думаете, где в Оренбургской области море? (соленое озеро).
- Правильно, сейчас мы отправляемся в город Соль-Илецк. Отметим маршрут от Оренбурга к Соль-Илецку стрелочкой на карте. Чтобы правильно определить направление, в какой стороне находится Соль-Илецк, мы воспользуемся компасом. Положим компас на ровную поверхность, оттянем предохранитель и подождем, пока стрелка остановится, затем повернем компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой «С», а красный – с буквой «Ю». Компас нам показывает, что Соль-Илецк находится на Юге нашей области. Дети проходят к стенду Соль-Илецк (дети садятся на стулья).
- Мы прибыли в Соль-Илецк (слайд «название города»). Когда я произнесла слово «Соль-Илецк», о чем вы сразу подумали? (о соли, о соленом озере, об арбузах). Вы бывали там?
Показ презентации.
- город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли (слайд озеро) очень чистой и качественной. Чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России. Концентрация соли в воде столь высока, что вода поддерживает наплаву тело, а рядом расположен соледобывающий комбинат. (слайд комбинат). Солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи уже много лет исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи. Соль-Илецк является курортом, куда приезжают лечиться люди с многих городов России и Оренбуржья (остальные слайды – соляные шахты).
Дети подходят к столам, на столах соль, стаканчики с водой, кувшинчик с соляным раствором.
- Посмотрите на соль.
-На что она похожа? (На снег). Как и снег соль состоит из кристаллов. Потрогайте.
-Какие кристаллы бывают? (мелкие и крупные)
-Давайте проверим, есть ли запах у соли?
-У соли есть вкус? Давайте проверим. (Растворяем соль в воде)
-Для чего нам нужна соль? (Добавлять в пищу)
-А еще солью посыпают зимой скользкие дорожки, покрытые льдом.
-А что происходит в этом случае со льдом? (Он становится рыхлым и уже не скользко).
Воспитатель: Я уронила кольцо в воду, и не знаю, как его теперь достать.
-Ребята, как можно достать кольцо со дна?
Ответы детей.
Воспитатель: У нас есть с собой соленая вода, а она обладает уникальным свойством, с помощью соленой воды, мы сможем поднять кольцо на поверхность. Соленая вода тяжелей и если ее добавить, то она вытолкнет кольцо на поверхность.
- Ребята, теперь вы понимаете, что купаясь в соленом озере, можно легко удержаться на поверхности воды. Соль может творить чудеса!
- Ну что, ребята, можно ли Соль-Илецк назвать жемчужиной Оренбургской области (можно). Давайте отметим его на карте жемчужиной. А мешочек с солью мы возьмем с собой для музея, и колечко нам в пути пригодится.
- А вот и записка с подсказкой нашего следующего места путешествия. Давайте отметим на карте наш дальнейший путь.
Читаю:
Загадка:
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный … (платок)
- Как вы думаете, о каком платке идет речь? Каким платком славится Оренбуржье? (пуховым платком)
Вы знаете, где зародился промысел Оренбургского пухового платка?
Отправляемся мы в Саракташский район – на родину Оренбургского пухового промысла. Саракташский район находится на Северо-Востоке Оренбургской области. Давайте отметим наш путь стрелочкой на карте. В какую же сторону нам идти? Снова воспользуемся компасом. Как мы это сделаем (ответы детей). Направляемся на Северо - Восток.
Звучит песня «Оренбургский пуховый платок», на фоне музыке воспитатель говорит.
- Совсем недалеко от Оренбурга находится Саракташский район. Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки. (показ слайдов)
Саракташский район
Шлет глубокий поклон.
Затуманились зарницы,
Воют ветры-степняки.
Вяжут, вяжут пуховницы
Оренбургские платки.
- Именно здесь, в Саракташе, зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области. (показ платков и паутинок)
Ах, платочек мой, платочек
Весь в узорах уголочек.
В зимний день, в студену пору
Оренбургский наш мороз
Расчудесные узоры
На платочек перенес.
Дети:
- А мне мама говорила, что паутинку можно протянуть через обручальное кольцо.
Воспитатель:
- Хотите проверить? Где наше колечко? Вот оно нам и пригодилось. (Продеваем паутинку через кольцо).
- А получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз, и конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души.
Игра «Назови слова-признаки о пуховом платке». (Дети стоят в кругу. Дети передают клубочек по кругу, каждый держит свой кусочек ниточки и говорит теплые слова о платке – нежный, ажурный, волшебный, изящный, легкий и т. д.)
- Ну что, ребята, можно ли Саракташ назвать жемчужиной Оренбургской области (можно). Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину). А я вам предлагаю выбрать паутинку для музея. А вот и следующая подсказка: «Вам привет сегодня шлет Бузулукский весь народ», а в записке еще и рисунок – что вы видите на нем? (сосны, ели, шишки, белочка). Что бы это значило? (лес в Бузулуке, Бузулукский бор) Бузулук находится на Северо-Западе нашей области.
- Давайте отметим на карте стрелочкой наш дальнейший путь. Снова нам поможет компас! Антон, устанавливай правильно компас. Куда показывает стрелка? Отправляемся в город Бузулук (Бузулукский бор).
А что такое бор? (Лес, в котором растут сосны, ели)
Показ презентации до животных
Воспитатель: Бузулукский бор – это значительный лесной массив (преимущественно сосновый, резко выделяющийся, словно остров, среди степей. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки.
- Как хорошо в бору, какой чистый воздух, какие огромные сосны. Ведь недаром в сосновом бору расположено много санаториев и лечебниц.
Ребята, давайте подышим чистым воздухом в сосновом бору.
Дыхательная гимнастика «Белочки»
Дети, находятся в положении лежа, кладут ладонь на область диафрагмы.
Белочки лежали,
Белочки дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели белочки, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
- Как прекрасен и удивителен животный мир Бузулукского Бора.
- Ребята, кого можно встретить в Бузулукском бору (лося, белочку, кабанов, сов) (Животные Бузулукского бора общая картинка)
- Ребята, а вы можете по голосу узнать, что за животное, или птица? (да)
-Ну, тогда слушайте.
Игра «Узнай по голосу». (Голос животного или птицы, ответ на слайде)
- А сколько сосновых шишек в сосновом бору, это же настоящий клад!
В Бузулукском бору
Шишек я наберу.
Заповедник наш большой,
Сосны там стоят стеной.
Прямо в руки ребят
Шишки с веток летят. (показ шишек)
- Мы любим из шишек мастерить поделки и для музея наберем мешочек. Можно ли Бузулук назвать жемчужиной Оренбургской области (можно). Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину). А вот на этой шишке опять записка: «Всему голова его называют, на пол никогда не бросают. В печи подрос и окреп, Это наш любимый …» (хлеб)
- Далее наш путь лежит в Оренбургский край целинный. Он славится своими хлебами. Богатые хлебом районы находятся на Востоке нашей области. Отметим стрелочкой на карте. В какую же сторону нам идти? Кто покажет? (показ слайдов под песню «Хлеб всему голова»)
- Оренбуржье край целинный – он славится своими хлебами. Оренбургский каравай самый вкусный, ароматный, славится везде. Дорогих гостей встречают хлебом и солью. В нашем крае хлеба много и соли тоже, можно, чем встретить и угостить дорогих гостей.
Воспитатель держит каравай и читает стихотворение :
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем - здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
- Ребята, угощайтесь хлебом и солью. Попробуйте на вкус душистый белый хлеб и ржаной и сравните их. Какой на вкус хлеб? А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Пословицы и поговорки о хлебе
Хлеб — всему голова.
Без хлеба сыт не будешь.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Не хлебом единым жив человек.
Хлеб — батюшко, вода — матушка.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб на стол, и стол — престол.
Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.
Хлебом люди не шутят.
Без соли и хлеб не естся.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
- Ребята, является ли хлеб богатством Оренбургского края (конечно, ведь хлеб – всему голова). Давайте отметим на карте хлебные восточные районы Оренбургской области жемчужинами (приклеиваем жемчужины). А для музея мы возьмем мешочек муки и хлебные колосья.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы проложили маршрут на карте и отметили места, которыми славится наша Оренбургская область. Чем же она славится? Где это добывают, выращиваю, и т. д. т? Воспитатель берет поднос с богатствами Оренбургской области.
- Собранные нами богатства мы должны отправить в музей.
Посмотрите, а вот и последняя записка! «Вы закончили путешествие, справились со всеми заданиями и вас ожидает награда – клад»!
Задание:
- повернуться налево;
- пройти пять шагов вперед;
-повернуться направо;
- заглянуть под елочку.
- А вот и наша награда – сундучок. Воспитатель раздает угощение. А в этот сундучок мы сложим все наши добытые богатства и карту с жемчужинами нашего края и отправим в музей. Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края, о полезных ископаемых, газе и нефти. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле. (звучит песня «Мы с Оренбургской земли»)