Галина Воротникова
«Птицы — наши друзья». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект и самоанализ занятия ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Птицы – наши друзья»
Цель:
1. Продолжать углублять знания детей о птицах : внешнем виде, среде обитания, повадках, их пользе.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
2. Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.
3. Выяснить, почему их так называют.
4. Дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять знания детей о птицах.
2. Закрепить обобщающие понятия.
3. Обучать развернутому высказыванию.
4. Расширять представления детей о внешнем виде птиц, их образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
- Наглядные
- Словесные
- Игровые
Словарь:
Активизировать в речи детей следующие слова: перелет – стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие. Длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.
Оборудование и материалы:
- Картинки с изображением птиц
- письмо с загадками. презентация «Птицы - наши друзья», загадки о птицах, д/и «Кто где живёт», игра «Раздели птиц на группы», аудиозапись музыки для игры «Птичья полечка», д/и «У кого какое тело»
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами во время прогулок
- Чтение художественной литературы
- Загадывание загадок, беседы о птицах.
- Рассматривание книжных иллюстраций
Ход занятия:
1. Орг. Момент Речевая игра- приветствие «Встаньте дети, встаньте в круг»
Встаньте дети, встаньте в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Чтобы у нас с вами было хорошее настроение.
Дыхательная гимнастика: «Гуси летят» Медленная ходьба по кругу друг за другом. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Воспитатель Теперь тихонько присядем. (Напомнить об осанке)
Дети садятся полукругом.
2. Воспитатель показывает детям письмо. В письме только загадки. Если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо:
1. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой (дятел).
2. Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Чик-чирик, не робей,
Я бывалый… (воробей).
3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (сорока).
4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Походкой – мешковатая,
Крикунья – хрипловатая (ворона).
Дети отгадывают загадки, выбирают соответствующие картинки.
Воспитатель: Так кто же прислал письмо с загадками? Как можно назвать их всех одним словом?
Дети: птицы
Воспитатель: Правильно. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Птиц на земле великое множество. Есть птицы большие, а есть очень маленькие. Одни летают высоко за облаками, другие не очень высоко. А есть такие, которые не летают вовсе.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что птицы могут жить везде : и в лесах, и в горах, на побережье морей, в пустынях и на вечных льдах Антарктиды? Каждая птица любит определённые условия для жизни, давайте мы сейчас расселим их по месту обитания, чтобы все чувствовали себя как дома.
Д/игра «Кто где живёт» (карточки)
Синичка – лес
Лебедь – озеро
Пингвин – айсберг
Страус – пустыня
Чайка – море.
Воспитатель: Чем они похожи?
Дети: У всех птиц есть клюв, две лапы, два крыла, тело покрыто перьями, птенцы вылупляются из яиц.
Воспитатель: Какую пользу приносят птицы человеку?
Дети: Уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением
Воспитатель: Как надо относиться к птицам?
Дети: Бережно, помогать им, строить скворечники, вешать кормушки, не разрушать гнезда, не пугать птиц,
Рассматривание иллюстраций «Птицы на озере»
Воспитатель: Посмотрите, как много птиц прилетело на озеро…
• Как вы думаете, зачем они здесь собрались? (чтобы лететь в теплые края)
• В какое время года это происходит? (осенью)
• Все ли птицы улетают в теплые края? (нет)
• Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми? (ласточки, скворцы, соловьи, жаворонки, кукушка, трясогуска)
• Раньше всех нас покидают птицы, которые питаются кем? (насекомыми)
• Если птицы едят насекомых, как их можно назвать одним словом? (насекомоядные)
Воспитатель: В этом слове спрятались два слова насекомые и ест. Эти птицы едят жуков, бабочек, ос, стрекоз и т. д. И как только становится холодно, насекомые исчезают, а эти птицы улетают.
Когда замерзают водоемы (реки, озера) к югу направляются – гуси, утки, лебеди.
• Как вы думаете, с чем это связано? (птицам негде плавать, добывать себе корм)
Воспитатель: Правильно, и таких птиц называют как? (водоплавающие)
• Какие два слова прячутся в слове водоплавающие? (плавать в воде)
• Те птицы, которые улетают от нас, как мы их называем? (перелетные)
• Какие птицы остаются с нами? (зимующие)
Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.
Игра: «Раздели птиц на группы»
На столе лежат картинки с птицами.
Воспитатель: Помогите мне разделить птиц на две группы : зимующие и перелётные. (Дети выполняют задание и объясняют, почему их так называют).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как летят птицы в дальние края? (стаями)
Но еще они могут лететь углом или клином: это в основном крупные птицы : гуси, журавли, лебеди.
Скученной стаей улетают мелкие птицы : дрозды, скворцы и т. д. Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.
Повторяем, кто как летит.
Физкультминутка. «Дети, я знаю, что вы любите играть. И предлагаю еще одну интересную игру. Она называется «Птичья полечка».
Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь, и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны!
Молодцы. Все были внимательны.
Воспитатель: Рассаживаемся поудобней, Спинки прямо, ручки на колени. И сейчас поиграем в игру
«У кого какое тело?»
Это скворец. У него короткий хвост. Значит он какой? (короткохвостый)
Это лебедь. У него длинная шея. Значит он какой? (длинношеий)
Это утка. У нее плоский клюв. Значит она какая? (плоскоклювая)
Это гусь. У него на лапах перепонки. Значит какие у него лапы? (перепончатые)
Это ласточка. У нее длинный хвост. Значит она какая? (длиннохвостая)
Это грач. У него черное крыло. Значит он какой? (чернокрылый)
Это цапля. У нее острый клюв. Значит она какая? (остроклювая)
Это аист. У него длинные ноги. Значит он какой? (длинноногий)
Воспитатель: Молодцы, все правильно ответили.
. Воспитатель: К нам прилетела сова. Она хочет узнать, сможете ли вы ответить на хитрые вопросы? (На экране появляется сова)
1. Зачем журавлю длинные ноги? (для перехода вброд воды и ходьбы по высокой траве)
2. Зачем клесту крестообразный клюв (Крестообразный клюв позволяет пернатому приоткрывать чешую шишки, очень быстро и ловко выколупывать ядра, а остатки скидывать на землю белкам)
3. Какая птица охотится ночью? (Сова, филин)
4. У какой птицы зимой появляются птенцы? (У клеста и пингвина)
5. Какую птицу называю самым лучшем певцом? (Соловья)
6. Какую птицу называют «ледоломкой»? (Трясогуску)
7. Какую птицу называют «лесной газетой»? (Сорока)
8. Каких птиц называю «березовыми птицами»? (дятла)
9. Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни (Птенцы лебедей)
10. Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка)
11. Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых? (Скворцы)
12. Какие птицы танцуют весной? (Журавли)
Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете про птиц.
Пальчиковая гимнастика «10 птичек – стайка»
Пойка, подпевай-ка – хлопки в ладоши
Десять птичек – стайка – растопыривают пальцы на обеих руках.
Эта птичка – соловей – загибаем по одному пальцу, начиная с большого.
Эта птичка – воробей
Эта птичка – соловушка
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка – загибаем на левой руке также
Серенькое перышко
Эта – зяблик,
Эта – стриж
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – орлан – поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей.
Птички, птички – по домам! Машем, как крылышками, соединяем над головой, как крыша.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний»
(Интерактивная игра «Четвёртый лишний)
3. Рефлексия. Итог занятия : Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? вы все молодцы, мне очень понравилось с вами играть, любой из нас может изучать птиц, которых мы каждый день видим вокруг себя, если просто будем внимательно наблюдать за ними. Я вам желаю новых интересных открытий в окружающем мире живой природы.
Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме : «Птицы – наши друзья» от 04.10.23г.
Воспитатель: Воротникова Г. М.
Цель:
1. Продолжать углублять знания детей о птицах : внешнем виде, среде обитания, повадках, их пользе.
2. Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.
3. Выяснить, почему их так называют.
4. Дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять знания детей о птицах.
2. Закрепить обобщающие понятия.
3. Обучать развернутому высказыванию.
4. Расширять представления детей о внешнем виде птиц, их образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Занятие проводилось в соответствие с планированием, сеткой занятий, режимом. Образовательная деятельность была организована в форме комплексного занятия. Образовательная деятельность состояла из 4-х взаимосвязанных между собой этапов: организационный этап, мотивационный этап, игровая деятельность, рефлексивный этап. В ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Программное содержание соответствует уровню возрастного развития детей и содержит различные виды детской деятельности (игровая, творческая, коммуникативная). Для реализации каждой задачи я подобрала методы и приёмы, которые помогли их решить. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть организованной образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов, в которых я старалась закреплять знания детей о птицах, о заботливом отношении к птицам. Были использованы следующие методы и включающие в себя систему приё мов:
• словесные (вопросы к детям, беседа, уточнение, похвала)
• наглядно-демонстрационный (показ картин с изображением различных птиц, презентация «Птицы - наши друзья», появление игрушки - совы)
• практические (речевая игра «Встаньте, дети!», физкультминутка «Птичья полячка», дыхательная гимнастика «Гуси летят», пальчиковая гимнастика «10 птичек - стайка»)
• игровые (выполнение заданий, взаимопомощь друг другу, игра «Кто, где живёт?», «Раздели птиц на группы», «У кого какое тело?», «Четвёртый лишний»)
• а также методы контроля (анализ выполненных заданий);
• оценены результаты собственной деятельности.
В начале образовательной деятельности, с детьми был проведё н организационный момент: Речевая игра - приветствие «Встаньте дети» и дыхательная гимнастика «Гуси летят», направленные на развитие внимания, сосредоточения, коммуникативных качеств. На занятие внесла мотивацию сюрпризного момента: «Письмо с загадками». Используя сюрпризный момент «Письмо с загадками» заинтересовала детей предстоящей деятельностью, если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо и о ком мы сегодня будем говорить. Для поддержания интереса детей к получению информации мной была проведена «Кто где живёт». Предлагая информацию детям, я учитывала возрастные особенности, их опыт и знания по данной теме. Старалась не допускать речевых ошибок.
Основная часть представляла собой специально организованную совместную и самостоятельную деятельность детей. В ходе всей образовательной деятельности создавала игровые ситуации, по выполнению заданий, было задействовано всё пространство группы, изготовлен демонстрационный материал. Основная часть занятия состояла из рассматривании презентации, беседы о птицах, вопросах, ответах. Для поддержания интереса детей к получению информации мною была организована викторина с участием совы.
В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому. Во время беседы с детьми, старалась совершенствовать диалогическую речь, обращала внимание на то, чтобы все дети участвовали в беседе, правильно и понятно отвечали на вопросы, не перебивали друг друга.
Во время выполнения самостоятельных упражнений детьми, я старалась поддержать их похвалой, создавала ситуацию успеха и психологического комфорта, обращала внимание на осанку, на правильность выполнения упражнений.
В ходе всего занятия были использованы несколько методов, наглядные, игровые, словесные, они позволили решить поставленные задачи.
Итог занятия был проведён в форме беседы, где дети отвечали на вопросы, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? что особенно им сегодня на занятии понравилось больше всего?
В заключении закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.