Юлия Корчагина
Конспект СОД по изодеятельности в подготовительной группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Конспект совместной образовательной деятельности
по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».
(подготовительная группа).
Разработала: воспитатель Корчагина Ю. Л.
2021 г.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Тип: интегрированное.
Публикация «Конспект СОД по изодеятельности в подготовительной группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная область: «Художественно –эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Формы организации детей: коллективная.
Цель: формирование умения создавать узоры дымковской росписи.
Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки).
2. Учить расписывать узором по дымковским мотивам трафарет игрушек, используя разные элементы дымковской росписи.
Развивающие задачи:
3. Развивать художественное восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счё т нового слова: подмастерья.
Воспитывающие задачи:
6. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.
Материал и оборудование:
Технические средства обучения:
-Интерактивное оборудование, презентация «Дымковская игрушка», аудиозапись «Русская народная музыка», видео ролик «Дымковская игрушка».
Демонстрационный материал: образцы росписи дымковских игрушек, изделия «Дымковские игрушки».
Раздаточный материал: напечатанные трафареты на белой бумаге (формат – А4, гуашь, непроливайки, кисть №2, салфетка, клеёнка.
Предварительная работа: рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, беседы о дымковской игрушке, об особенностях росписи узоров. Заучивание стихов об игрушках. Просмотр презентации «Роспись дымковской барыни»
Ход занятия:
Слайд №1. Картинка: титульная.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправится в путешествие необычным способом. Нам поможет ваша фантазия и вот этот ковёр – самолёт. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза.
Воспитатель вместе с детьми говорят слова: «Коврик, коврик 1-2-3- нас в мастерскую привези!»
(Звучит русская народная музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами)
Воспитатель: А, теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, догадайтесь, куда мы
с вами попали? (ответы детей)
Слайд №2. Картинка: село Дымково.
Воспитатель: Давным-давно за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова расположилось большое село.
Слайд №3. Картинка: дымка над селом Дымково.
Зимой всё ремесленное село стоит в дыму оттого, что топят мастера печи, обжигают глиняные игрушки.
А в пасмурные дни стелился туман от реки Вятки лёгкой дымкой, возможно, от этого и возникло название села Дымково, а игрушки стали называть дымковскими, или ласково – дымка.
Эко режим.
Воспитатель: Жители села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке, где проходили гулянья с озорным и весёлым названием - Свистунья.
Воспитатель: Вспомните, какие мы знаем дымковские игрушки? (ответы детей)
Воспитатель: Из чего делали мастера дымковскую игрушку? ( ответы детей: из красной глины).
Воспитатель: Но они выглядели не очень нарядно, чем покрывалась игрушка? ( ответы детей: меловым грунтом, разведенным на молоке)
Воспитатель: А, чем расписывали дымковские игрушки? ( ответы детей: красками, в которые добавляют яйцо)
Воспитатель: А, какими узорами выполнялись узоры? ( ответы детей: концом кисти, примакивание, тычок)
Слайд №4. Картинка: дымковская игрушка «Барыня»
Воспитатель: Арина нам расскажет про дымковскую игрушку – «Барыня».
Посмотри, как хороша
Эта девица – душа.
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд.
Воспитатель: Дымковская барыня очень нарядна. На голове кудри, кокошник. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки – передник. Юбка украшена кругами, клеткой и мелкими горошинами.
Слайд № 5. Картинка: дымковская игрушка «Петух».
Воспитатель: Особой выдумкой отличались игрушки, изображающие животных и птиц. Нарядная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим со своим пышным хвостом, красным гребнем, похожим на сказочный цветок. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.
Воспитатель: Миша нам расскажет про дымковскую игрушку – «Петух».
Петушок у нас горластый
По утрам кричит он:
Здравствуй! –
На ногах его сапожки,
На ушах висят сережки,
На головке гребешок,
Вот какой он, петушок!
Слайд №6. Картинка: дымковская игрушка – «Лошадка».
Воспитатель: Лошадка – символ жизни, радость каждого дня.
Воспитатель: Алёша нам расскажет про дымковскую игрушку – «Лошадка».
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Слайд №7. Видеофильм «Дымковская игрушка» (музыкальный фрагмент)
Воспитатель: Пришло время поиграть.
Слайд №8. Картинки: элемент филимоновской росписи, дымковской росписи, гжельской росписи.
Ребёнок подходит к интерактивной доске называет и убирает лишние картинки.
Слайд №9. Картинки: дымковская барыня, филимоновская барыня, гжельская барыня.
Ребёнок подходит к интерактивной доске называет и убирает лишние картинки.
Слайд №10. Картинки: дымковский петух, филимоновский петух, гжельский петух.
Ребёнок подходит к интерактивной доске называет и убирает лишние картинки.
Слайд №11. Картинки: дымковская лошадка, филимоновская лошадка, гжельская лошадка.
Ребёнок подходит к интерактивной доске называет и убирает лишние картинки.
Физминутка. (движения детей под слова физминутки)
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем,
Все игрушки знатные,
Складные да ладные,
Они повсюду славятся,
И вам они понравятся!
Воспитатель: И по сей день дымковская игрушка продолжает нас радовать своей яркостью, красочностью, праздничностью. Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером считают
дедушку Тихона. Но этой зимой он долго болел. Давайте зайдём к нему в гости и проведаем мастера.
(Дети подходят к ширме, она открывается и появляется кукольная игрушка – дедушка Тихон)
Данила от имени Дедушки Тихона: Здравствуйте, ребята! Скоро открывается весенняя ярмарка, а я не смог из – за болезни расписать ни одной игрушки.
Воспитатель: Ребята, вы видите, как опечален дедушка Тихон. Ему очень важно принять участие в ярмарке, показать людям мастерство. Давайте ему поможем. Я предлагаю стать его учениками, подмастерьями, т. е. молодыми помощниками мастера. Подмастерья помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски. А когда
осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать весёлые игрушки, а после становились сами мастерами.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, краски какого цвета использовали мастера для росписи дымковской игрушки? ( Ответы детей: Красный, жёлтый,
оранжевый, голубой, синий, зелёный).
Воспитатель: Что можно сказать об этих цветах? Какие они? ( Ответы детей: яркие, красочные, весёлые, праздничные)
Воспитатель: Какие элементы используются для росписи игрушек? ( Ответы детей: кружочки, ромбы, точки, волны, полоски).
Воспитатель: Кружочки – солнышки – символ чего, как вы думаете? ( Ответ детей: жизни).
Воспитатель: Точки, крестики – начало жизни кого? ( Ответ детей: человека).
Воспитатель: Квадратики с точками – это? ( Ответ детей: засеянное поле).
Воспитатель: Зелёные волнистые линии – это? ( Ответ детей: поле).
Воспитатель: Голубые волнистые линии – это? ( Ответ детей: вода).
Воспитатель: У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Каждый может выбрать фигурку игрушки по желанию.
Самостоятельная работа детей за столами. (Включается фонограмма русской народной музыки).
По окончании работы дети раскладывают свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.
Данила от имени дедушки Тихона: Ребята, я очень благодарен вам. Мне понравились все ваши расписанные игрушки.
Воспитатель: Ребята, а какая игрушка понравилась вам больше всех? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А, какую игрушку купили бы вы для своего дома на ярмарке? (Ответы детей).
Воспитатель: Теперь дедушке Тихону есть что показать на ярмарке народных мастеров. А заодно он и вас прославит.
Дети прощаются с дедушкой Тихоном, приглашают его снова прийти в гости.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Порадовали мастера. Но нам пора возвращаться в группу. Приглашаю вас снова на чудесный ковёр. Возьмитесь за руки и закройте глаза (звучит музыка).
Воспитатель вместе с детьми говорят слова: «Коврик, коврик 1-2-3- нас домой скорей верни!»
Воспитатель: Вот мы с вами и снова в детском саду. Что для вас было новое? Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Я вас всех благодарю!