Никанорова Светлана
Конспект группового логопедического занятия «Слова — предметы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
закрепить усвоение лексического значения слова;
способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;
учить задавать вопросы к словам-предметам;
учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением;
корригировать логическое мышление на основе сравнения живых и неживых предметов; слуховое внимание на основе различения вопросов;
развивать навыки звукового и буквенного анализа и синтеза на основе преобразования слов;
развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;
Публикация «Конспект группового логопедического занятия „Слова — предметы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
развивать мелкую моторику;
формировать коммуникативную сторону речи учащихся;
воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;
воспитывать усидчивость.
Оборудование: изображения острова; разрезная азбука; предметные картинки; мяч; наборное полотно для фронтальной работы; схема для обозначения слов-предметов (полоска); панно «лес»; карточки с изображением слов-предметов («живые-неживые»).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Посмотрите вокруг! Нас окружают разные предметы.
Запомни! Когда мы называем какой-то предмет, мы произносим слово.
Логопед: посмотрите перед вами картинки. Назовите предметы, которые здесь нарисованы. (Матрешка, грузовик, ведерко). Назовите предметы, нарисованные на картинках, одним словом (Игрушки).
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы отправляемся в путешествие на паровозике. Мы поедем на волшебный остров, где будем изучать особенности местных жителей.
У меня есть билет с названием этого острова. Но по дороге на остров нам могут повстречаться пираты, и название острова зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребята всегда смогут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты. На «билете» ряд картинок: солнце, лимон, обруч, валенки, ананас.
Что получилось? («Слова» — набирается буквами разрезной азбуки.) «Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.
Теперь мы знаем название острова и можем отправляться в путь.
Откройте тетради. Отступите две строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.
Мы приехали на остров «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители острова.
Гарп Чтение.
Штло Стол.
Делфа Арбуз.
Быпму Улица.
Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
Что же это? (Набор букв.)
Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано? (Слова.)
Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (В каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают).
3. Слова, обозначающие предметы.
Остров Слов поделен на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю. Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна. Буквенный анализ и синтез.
Прочитайте. Вам понятен смысл? Что это? (Набор букв.)
Можно ли из этих букв составить слово?
Какое слово получилось? («предметы»)
Как же называются жители этой части острова? («слова-предметы»)
На столе у логопеда лежат ручка, зеркало, тетрадь, учебник.
Ребята, дайте мне предмет. Можно ли выполнить мою просьбу?
Почему? (Не назвали предмет.)
Мальчик, подойди ко мне. Можно ли выполнить мою просьбу? (Нет, потому что имя мальчика не названо.)
Вывод: Каждый предмет имеет своё название, также как каждый человек имя.
Затем логопед называет какой-либо предмет и просит ученика дать его.
Слова-предметы мы будем обозначать одной полосой.
4. Физкультминутка.
Перед тем, как отправиться дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть. «Хлопай, топай, не зевай». Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.
5. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Итак, мы выяснили, что на планете слов живут слова-предметы. Но все они очень разные. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному. Увидев один предмет, мы спросим про него «Кто это?», встретившись с другим, зададим вопрос «Что это?» Всё потому, что слова-предметы могут быть живые и неживые. Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?» Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?» Всё, что движется само, ест, растёт – живое. Неживые предметы всего этого делать не умеют.
6. Физкультминутка
«Хлопай, топай, не зевай».
Мы с вами гуляем. Как только я произнесу слово, вы должны топнуть, если предмет живой. Если вы услышали неживой предмет, то вы должны хлопнуть.
7. Закрепление знаний по теме.
Слова-предметы приглашают вас поиграть с мячом.
1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.
2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.
Автобус —?
Кто? — …
Рука—?
Что? — …
Кошка —?
Что? — …
Клоун —?
Кто? — …
Пирамидка —?
Что? — …
Повар —?
Кто? — … .
Игровое упражнение «Прогулка по лесу».
На острове Слова лес очень похож на обычный земной лес. Гуляя по лесу, мы будем пробираться к нашему паровозику. На пути мы встретим различные предметы и будем задавать к ним вопросы «Кто?» или «Что?»
Выставляется панно с изображением леса и его обитателей.
8. Работа по преобразованию слов.
Нам пора возвращаться домой. Но чтобы попасть на наш паровозик, необходимо выполнить задание: изменить первые звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?».
Запишите пары слов в ваших тетрадях. (Работа у доски и в тетрадях).
Слова: Зуб-суп, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.
Устно составить словосочетания. Записать два из них. Подчеркнуть слова-предметы одной полосой.
9. Итог занятия.
Вот мы и дома. Как много вокруг нас слов.
С какими словами вы сегодня познакомились? (Со словами-предметами)
Что узнали о словах-предметах? (Что они бывают живые и неживые)
На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы? (кто?что)