МААМ-картинки

Конспект фонетического занятия «Звуки [р]-[р’]» (подготовительная к школе группа)

Светлана Гибадуллина
Конспект фонетического занятия «Звуки [р]-[р’]» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

1. Упражнять в дифференциации звуков Р - Рь на слух и в произношении.

2. Устранять ошибки звукопроизношения звуков Р - Рь.

3. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.

4. Уточнять и закреплять понимание и употребление обобщающих наименований (овощи и фрукты, деревья, птицы, животные).

5. Закреплять способы словообразования существительных и прилагательных.

6. Побуждать произвольно строить предложения разной грамматической структуры с употреблением слов со звуками Р – Рь.

Оборудование:

предметные картинки,

кроссворд,

муляжи овощей и фруктов,

буквы.

Публикация «Конспект фонетического занятия „Звуки [р]-[р’]“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах

Ход занятия.

Организационный момент.

Упражнение 1. «Кроссворд»

Логопед: Сегодня наше занятие начнется необычно. Мы будем разгадывать кроссворд. Я буду загадывать загадки, а слова отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получиться ключевое слово.

1. В воде она живет –

Нет клюва, а клюет.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыба)

2. Цветок – пахучий,

А стебель – колючий.

(роза)

3. Маленькое сдобное

Колечко съедобное – бублик,

А что у бублика по середине?

(дыра)

4. У двух матерей

По пять сыновей,

И все сыновья

Одинаково зовутся?

(руки)

5. Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(гора)

6. Если ты их

Отпустишь с поводка,

Улетят они от

Тебя за облака.

(шары)

Логопед: Первым сядет тот, кто прочитает, какое ключевое слово у нас получилось. (РАДУГА)

Ребенок садится на свое место.

Логопед: Вторым сядет тот, кто самый внимательный, кто назовет, какой звук встречается во всех словах-отгадках и в ключевом слове. (Р).

Ребенок садится на свое место.

Логопед: Правильно сегодня мы будем учиться легко и правильно произносить звук Р и искать его место в словах.

Остальные дети рассаживаются по своим местам.

Упражнение 2 «Угадай место звука в слове».

Логопед: Сегодня моими помощниками будут,, разместите картинки на фланелеграфе.

Слушайте мое задание:

первый отберет только те картинки, в названии которых звук Р первый, назовет слова, выделяя звук Р, и поставит их (картинки) к соответствующей схеме;

второй отберет только те картинки, в названии которых звук Р стоит в середине слова, назовет эти слова, выделяя звук Р, и поставит картинки к соответствующей схеме;

третий отберет только те картинки, в названии которых звук Р стоит последним, назовет эти слова, выделяя звук Р, и поставит картинки к соответствующей схеме.

Первый ребенок выполняет задание и вызывает следующего и т. д.

Логопед: Давайте еще раз четко и правильно произнесем эти слова, выделяя звук Р.

Дети произносят. (ручка, рак, рубашка, портфель, воротник, баран, комар, светофор, помидор)

Упражнение 3. Уточнение правильной артикуляции.

Логопед: Давайте вместе произнесем звук Р. Что происходит с языком, губами, зубами?

Дети называют артикуляционную позу при произнесении звука Р: губы в улыбке; язык поднят к верхнему небу, язык сильный, зубы не сомкнуты, пускаем сильную воздушную струю, язык вибрирует.

Упражнение 3. Повторение чистоговорки правильно:

Ра-ра-ра – Кате спать пора,

Ры-ры-ыр – летают комары,

Ри-ри-ри – на ветке снегири,

Арь-арь-арь – я грызу сухарь.

Логопед: Вы заметили, как по - разному звучит:

Ры – Ри

аР – аРь

Звук Р согласный, он может быть твердым Ры, аР и мягким Ри – аРь.

Упражнение 5. «Твердый -мягкий».

Логопед: Будьте внимательными. Сейчас я буду читать стихи, а вы, если услышите слова со звуком Р – поднимите синий квадрат, а если услышите слова со звуком Рь – зеленый квадрат.

Кра! – кричит ворона – Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор пробрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Решето! Веревку! Пробку!

Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи!

Жить не можешь без обмана,

У тебя же нет кармана!

Автоматизация звуков Р – Рь в словах.

Упражнение 6. «Веселый автобус».

Логопед: Давайте отправимся в веселое, увлекательное путешествие. Тихо выйдем из-за столов, сядем в автобус, водитель заводи тр-р-р-р, поедем в лес.

1-я остановка

Логопед: Мы в сказочном лесу.

Найдите в лесу только тех животных и птиц, в названии которых есть звуки Р – Рь. (рысь, тигр, крот, норка, бобер, скворец, ворона, грач, воробей). Назовите их: Кто у тебя? – У меня…

Логопед: садимся в автобус, водитель – заводи тр-р-р-р поехали дальше.

2-я остановка

Логопед: Следующая остановка Сад-огород. Давайте положим в корзину только те овощи и фрукты в названии которых есть звуки Р-Рь. (репа, картошка, редиска, груша) Назовите их.

Логопед: Поехали дальше: Тр-р-р…

3-я остановка

Логопед: Мы с вами приехали в парк где растут различные деревья. Давайте назовем какие деревья вы знаете и еще нужно назвать лист который растет на этом дереве. (дуб – дубовый лист, осина – осиновый лист) А теперь из них найдем то дерево в названии которого есть звуки Р-Рь. (БЕРЕЗА)

Автоматизация звуков Р – Рь в предложениях.

Упражнение 7. «Музыкальная гостиная»

Логопед: Мы все очень устали от путешествия. Давйте отдохнем в музыкальной гостиной и послушаем музыку. Музыка будет звучать по - разному: громко и тихо. Под громкую музыку выберите картинку на столе, а под тихую составьте красивое предложение по этой картинке, что бы в предложении обязательно были слова со звуками Р-Рь.

Дети выполняют задание.

Физкультминутка.

Логопед: Давайте покажем и расскажем стихи руками. «Ветер».

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все ниже, ниже.

Закрепление пройденного.

Упражнение 7. «Помоги Незнайке» (Сюрпризный момент).

Стук в дверь, почтальон принес письмо от Незнайки. В нем он просит помочь разобраться – правильно ли он сочинил стихи, ничего не перепутал ли:

Расцвели на клумбе КОЗЫ,

В огород забрались РОЗЫ.

Ползает вдоль речки МАК,

Расцветает в поле РАК.

На конверт наклею МАСКУ,

На лицо надену МАРКУ.

Я возьму от сыра КОШКУ,

Угощу я нашу КОРКУ.

Логопед:Меняется одна буква и получается новое слово.

Упражнение 8. «Замени звук»

Логопед: Давайте с вами поиграем, я вам буду называть слова, а вы будете заменять первый звук в слове на звук Р. И посмотрим какие слова получаться.

Забота – работа

Пугать – ругать

Макеты – ракеты

Пыжик – рыжик

Мама – рама

Мука - рука

Итог.

Логопед: Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух звуки Р – Рь, определять место звука в слове, составляли из звуков слова и предложения по картинке. А сейчас я посмотрю сможете ли вы составить слова из букв.

Упражнение 10. «Живые звуки»

Детям раздаются буквы и предлагается собрать слова: ПАР,РОТ,СОР,РАК.

Логопед: Молодцы. Все хорошо сегодня поработали.

Публикации по теме:

Куб для дифференциации звуковКуб для дифференциации звуков Куб для дифференциации звуков на занятии по развитию речи. После того, как звук автоматизирован, обязательно нужно поработать над дифференциацией.

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фонетического занятия «Звуки [р]-[р’]» (подготовительная к школе группа)
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 15:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фонетического занятия «Звуки [р]-[р’]» (подготовительная к школе группа)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гибадуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД