Светлана Гибадуллина
Конспект фонетического занятия «Звуки [р]-[р’]» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Упражнять в дифференциации звуков Р - Рь на слух и в произношении.
2. Устранять ошибки звукопроизношения звуков Р - Рь.
3. Укреплять и развивать артикуляционный аппарат.
4. Уточнять и закреплять понимание и употребление обобщающих наименований (овощи и фрукты, деревья, птицы, животные).
5. Закреплять способы словообразования существительных и прилагательных.
6. Побуждать произвольно строить предложения разной грамматической структуры с употреблением слов со звуками Р – Рь.
Оборудование:
предметные картинки,
кроссворд,
муляжи овощей и фруктов,
буквы.
Публикация «Конспект фонетического занятия „Звуки [р]-[р’]“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход занятия.
Организационный момент.
Упражнение 1. «Кроссворд»
Логопед: Сегодня наше занятие начнется необычно. Мы будем разгадывать кроссворд. Я буду загадывать загадки, а слова отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда. У нас должно получиться ключевое слово.
1. В воде она живет –
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыба)
2. Цветок – пахучий,
А стебель – колючий.
(роза)
3. Маленькое сдобное
Колечко съедобное – бублик,
А что у бублика по середине?
(дыра)
4. У двух матерей
По пять сыновей,
И все сыновья
Одинаково зовутся?
(руки)
5. Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(гора)
6. Если ты их
Отпустишь с поводка,
Улетят они от
Тебя за облака.
(шары)
Логопед: Первым сядет тот, кто прочитает, какое ключевое слово у нас получилось. (РАДУГА)
Ребенок садится на свое место.
Логопед: Вторым сядет тот, кто самый внимательный, кто назовет, какой звук встречается во всех словах-отгадках и в ключевом слове. (Р).
Ребенок садится на свое место.
Логопед: Правильно сегодня мы будем учиться легко и правильно произносить звук Р и искать его место в словах.
Остальные дети рассаживаются по своим местам.
Упражнение 2 «Угадай место звука в слове».
Логопед: Сегодня моими помощниками будут,, разместите картинки на фланелеграфе.
Слушайте мое задание:
первый отберет только те картинки, в названии которых звук Р первый, назовет слова, выделяя звук Р, и поставит их (картинки) к соответствующей схеме;
второй отберет только те картинки, в названии которых звук Р стоит в середине слова, назовет эти слова, выделяя звук Р, и поставит картинки к соответствующей схеме;
третий отберет только те картинки, в названии которых звук Р стоит последним, назовет эти слова, выделяя звук Р, и поставит картинки к соответствующей схеме.
Первый ребенок выполняет задание и вызывает следующего и т. д.
Логопед: Давайте еще раз четко и правильно произнесем эти слова, выделяя звук Р.
Дети произносят. (ручка, рак, рубашка, портфель, воротник, баран, комар, светофор, помидор)
Упражнение 3. Уточнение правильной артикуляции.
Логопед: Давайте вместе произнесем звук Р. Что происходит с языком, губами, зубами?
Дети называют артикуляционную позу при произнесении звука Р: губы в улыбке; язык поднят к верхнему небу, язык сильный, зубы не сомкнуты, пускаем сильную воздушную струю, язык вибрирует.
Упражнение 3. Повторение чистоговорки правильно:
Ра-ра-ра – Кате спать пора,
Ры-ры-ыр – летают комары,
Ри-ри-ри – на ветке снегири,
Арь-арь-арь – я грызу сухарь.
Логопед: Вы заметили, как по - разному звучит:
Ры – Ри
аР – аРь
Звук Р согласный, он может быть твердым Ры, аР и мягким Ри – аРь.
Упражнение 5. «Твердый -мягкий».
Логопед: Будьте внимательными. Сейчас я буду читать стихи, а вы, если услышите слова со звуком Р – поднимите синий квадрат, а если услышите слова со звуком Рь – зеленый квадрат.
Кра! – кричит ворона – Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор пробрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Решето! Веревку! Пробку!
Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана,
У тебя же нет кармана!
Автоматизация звуков Р – Рь в словах.
Упражнение 6. «Веселый автобус».
Логопед: Давайте отправимся в веселое, увлекательное путешествие. Тихо выйдем из-за столов, сядем в автобус, водитель заводи тр-р-р-р, поедем в лес.
1-я остановка
Логопед: Мы в сказочном лесу.
Найдите в лесу только тех животных и птиц, в названии которых есть звуки Р – Рь. (рысь, тигр, крот, норка, бобер, скворец, ворона, грач, воробей). Назовите их: Кто у тебя? – У меня…
Логопед: садимся в автобус, водитель – заводи тр-р-р-р поехали дальше.
2-я остановка
Логопед: Следующая остановка Сад-огород. Давайте положим в корзину только те овощи и фрукты в названии которых есть звуки Р-Рь. (репа, картошка, редиска, груша) Назовите их.
Логопед: Поехали дальше: Тр-р-р…
3-я остановка
Логопед: Мы с вами приехали в парк где растут различные деревья. Давайте назовем какие деревья вы знаете и еще нужно назвать лист который растет на этом дереве. (дуб – дубовый лист, осина – осиновый лист) А теперь из них найдем то дерево в названии которого есть звуки Р-Рь. (БЕРЕЗА)
Автоматизация звуков Р – Рь в предложениях.
Упражнение 7. «Музыкальная гостиная»
Логопед: Мы все очень устали от путешествия. Давйте отдохнем в музыкальной гостиной и послушаем музыку. Музыка будет звучать по - разному: громко и тихо. Под громкую музыку выберите картинку на столе, а под тихую составьте красивое предложение по этой картинке, что бы в предложении обязательно были слова со звуками Р-Рь.
Дети выполняют задание.
Физкультминутка.
Логопед: Давайте покажем и расскажем стихи руками. «Ветер».
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все ниже, ниже.
Закрепление пройденного.
Упражнение 7. «Помоги Незнайке» (Сюрпризный момент).
Стук в дверь, почтальон принес письмо от Незнайки. В нем он просит помочь разобраться – правильно ли он сочинил стихи, ничего не перепутал ли:
Расцвели на клумбе КОЗЫ,
В огород забрались РОЗЫ.
Ползает вдоль речки МАК,
Расцветает в поле РАК.
На конверт наклею МАСКУ,
На лицо надену МАРКУ.
Я возьму от сыра КОШКУ,
Угощу я нашу КОРКУ.
Логопед:Меняется одна буква и получается новое слово.
Упражнение 8. «Замени звук»
Логопед: Давайте с вами поиграем, я вам буду называть слова, а вы будете заменять первый звук в слове на звук Р. И посмотрим какие слова получаться.
Забота – работа
Пугать – ругать
Макеты – ракеты
Пыжик – рыжик
Мама – рама
Мука - рука
Итог.
Логопед: Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух звуки Р – Рь, определять место звука в слове, составляли из звуков слова и предложения по картинке. А сейчас я посмотрю сможете ли вы составить слова из букв.
Упражнение 10. «Живые звуки»
Детям раздаются буквы и предлагается собрать слова: ПАР,РОТ,СОР,РАК.
Логопед: Молодцы. Все хорошо сегодня поработали.