Елена Александровна Пестрякова
Конспект досугового мероприятия «Игры наших бабушек и дедушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Данное мероприятие направлено на расширение знаний об играх в старину, их видах, особенностях.
Цель: Привлечение внимания к русской культуре через знакомство детей с русскими народными играми.
Задачи:
Воспитывающий аспект:
-Воспитывать чувство уважения к традициям народной культуры и истории.
-Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. -Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, к народным играм, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
Публикация «Конспект досугового мероприятия „Игры наших бабушек и дедушек“» размещена в разделах
- День пожилого человека, День бабушек и дедушек. Сценарии
- Игры наших бабушек и дедушек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающий аспект:
-Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми.
-Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности;
- Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
Обучающий аспект:
-Углублять знания детей об истории родного края;
-Продолжать работу по формированию у воспитанников основ патриотического самосознания;
-Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре вместе с воспитателем;
Предварительная работа:
- Знакомство с играми, которые еще не знакомы детям;
- Разучивание старинных считалок, пословиц, поговорок;
- Беседа «О правилах игры».
Оборудование:
- Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор;
- Информационные ресурсы: музыкальное сопровождение, рисунки по теме «Моя любимая игра», выставка книг по теме: «Устное народное творчество», предметы для проведения игр
Образовательные области :
Художественно-эстетическое развитие (изготовление атрибутов для игр);
Познавательное развитие (счет по порядку, считалки, старинные народные игры, региональный компонент)
Речевое развитие (устное народное творчество; рифма);
Ход ЗАНЯТИЯ:
1-й ребенок Здравствуйте, друзья! Привет!
Представляем наш проект:
В какие жмурки, салки, ладушки…
Играли наши дедушки и бабушки.
Звучат русские народные песни. На доске надпись «Во что играли наши бабушки и дедушки».
На столе стоит самовар с баранками. Дети одеты в русские костюмы.
2-й ребенок Мы с друзьями вспоминали,
Во что бабушки играли,
Как, скажите, жил мой дед,
Не зная слова интернет?
Выходят дед и бабушка Звучит русская народная песня.
Бабушка Вы, внучки, не поспешайте.
Поздоровайтесь, давайте
Милость прошу ко мне в избу гости дорогие! Проходите присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи а непрошенных возле порога.
Добрый день гостям и хозяевам!
Очень часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
1-й ребенок,
2-й ребенок Здравствуй, бабушка!
Здравствуй, дедушка!
Дед (к ведущим и зрителям)
Ну здорово, удальцы!
И девчата и мальцы!
Расскажу вам как играли,
Песни пели, да плясали….
Педагог Любой праздник на Руси сопровождался играми и песнями. А наш край богат своими традициями, здесь сложено много песен, потешек,
забав, пословиц и поговорок, которые скрашивали порой не радостное
детство детей
Плясовая «Как у наших у ворот» (шумовой оркестр)
Исполняется песня «Как у наших у ворот» с деревянными ложками, трещотками, свистульками.
Бабушка Поплясали, детки, ладно,
Ложками стучали складно.
Дед Молодцы не только пели,
Как девчата не галдели.
Они еще и в игры играли.
И в каждом городе Владимирской губернии свои любимые развлечения были. Интересны и водилки, сопровождающие некоторые игры. Например, дети Владимирской области во время игры в прятки приговаривали:
«На месте кашу не вари, а по городу ходи. Если в город не пойдёшь, никого ты не найдёшь»
или
«Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор».
Педагог Ребята, у наших бабушек и дедушек в Меленковском районе была любимая игра «Заря заряница»
(по считалочке выбирается водящий)
Материал - ключи на ленте
Дети идут по кругу, поют.
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые
Водящий обходит хоровод с ключами
С последними словами заря осторожно кладёт ключи около той пары, которая оказалась возле водящего. Дети приговаривают :
1, 2, не воронь
А беги как огонь
После этих слов оба игрока бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу.
Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.
Бабушка А девчонки- весёлушки,
Пели бойкие частушки
Педагог На всех праздниках на Руси и взрослые и дети сами сочиняли и пели частушки. Послушайте, какие частушки приготовили наши ребята.
Частушки
Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
Я чай пила, самоварничала.
Всю посуду перебила —
Накухарничала.
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать.
У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа —
Косолапы женихи.
Педагог Ни одного праздника на не обошлось без такой игры, как «Петушок и курочка»
д Новомануиловка,
Меленковский район
Дети строятся в 1 шеренгу. – сначала мальчики, а потом девочки. Выбирается петушок и курочка – первый мальчик и последняя девочка шеренги. Дети образуют круг.
Петушок ходит в центре круга, имитируя движения петушка. Дети взявшись за руки ходят вокруг петушка.
Петя, Петя,Петушок
Ходи Петя на лужок
Ходи Петя,не зевай
Курочек не обижай
Дети останавливаются, поднимают скрещенные руки,образуя ворота и говорят
1 -2 -3- беги
Последняя девочка- курочка бежит змейкой в ворота, а петушок за ней. Задача курочки - пробежав все ворота, встать на свое место. Задача петушка- поймать курочку. Если выигрывает петушок, то курочка выходит в центр круга и кричит ко ко ко. Если выигрывает курочка, то петушок выходит в центр, хлопает крылышками и кричит ку ка ре ку. Потом оба встают на места и игру продолжают следующие мальчик и девочка.
Канат
Педагог Уважаемые гости,
Вы соревнованья бросьте,
А давайте полетаем,
В «Жаворонка» мы сыграем?
Педагог Ребята, а вы знаете такую игру?
Так вот, представьте себе, что в эту игру играли наши бабушки и дедушки.
Игра «Жаворонок»
(Собинский район)
Ход игры : По считалке выбирается «жаворонок». Он берет колокольчик, входит в круг, который образуют остальные игроки, и бегает в нем.
Все игроки говорят или поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Затем играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг, звенит в колольчик и осторожно кладет его за спиной одного из игроков и говорит
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год
Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком». Игра продолжается.
Колокольчик для игры
Дед Да, уж, помню в детстве гуси,
Утки, куры, индюки,
Не играли мы с бабусей,
Будни были не легки.
Бабушка Ты совсем ополоумел,
Как же это не играть,
Ведь на то оно и детство,
Чтобы бегать, да скакать.
Дед Живность помню охраняли,
От волков и от лисиц,
Бабушка Дед, так это ж мы играли,
Твой склероз уж без границ.
Педагог Ребята, а что вы делает перед тем, как начинаете играть?
- Считаемся.
А какую считалочку вы знаете?
А знаете ли вы, ребята, что это старинная считалочка, а я предлагаю вас сыграть в еще одну старинную игру
. Дети встают в круг и один ребенок в кругу считает.
Дед Игры были мудренее,
Уму-разуму учили,
А сейчас… все в интернете
И про улицу забыли!
Бабушка Не ворчи, уже нет мочи,
Игры живы по сей день,
Ты понять никак не хочешь.
Все играют, старый пень.
Дед Кто играет. Что ты брешешь?
Бабушка Ты над ухом не зуди.
Или умного послушай,
Сам подумай, рассуди…
Педагог Ручеек, колечко, салки,
Прятки, жмурки, городки,
Хороводы и скакалки,
Гуси-лебеди, мешки,
Ладушки, скороговорки
Чехарда, канат, лапта,
На санях катались, с горки.
Игры с нами навсегда!
Дед Вот, она на то и мудрость,
В поколениях живёт.
Игры были, есть и будут,
Все играют круглый год.
Бабушка Дед на пенсии. Про детство
Позабыл он невзначай,
Осенью играли в игры,
Весь собрав свой урожай.
Педагог В игры во Владимирской губернии и взрослые и дети играли после посева или сбора урожая. Одна из старинных игр
«Посею я гречку»
(Селивановский район)
Мой миленок мал, но зато удал
Мал, да это не беда
Целоваться я пошла.
Музыка прерывается, круг размыкается там, где останавливается ведущая. Дети расходятся полукругом. Мальчик и девочка, стоящие по краям, идут навстречу др другу. Все поют:
Посею я гречку возле самой речки
Моя гречка не взошла, целоваться я пошла.
Мальчик и девочка встают вплотную спина к спине и на счет
1.2.3.
поворачивают головы стороны. Если оба повернулись в одну сторону, то целуются, а если в разные стороны, то расходятся по своим местам. Круг соединяется, игра продолжается.
Мальчики и девочки встают, чередуясь в круге и идут под музыку по часовой стрелке. Ведущая идет против часовой
Педагог Дети в играх приучались
Всё ценить и уважать,
Дело делать, старшим в доме
По хозяйству помогать.
Бабушка Потрудились, поиграли,
Всё как надо, всё с умом,
Ну пора и вечер встретить,
За бабулиным столом. (украсить самоваром, сушки -баранки)
Песенка «Бабушка-бабушка испеки оладушки Исполняется песня
«Бабушка, испеки оладушки» .
Педагог Ребята, сегодня мы с удовольствием играли в игры наших бабушек и дедушек, этим играм несколько сотен лет, но они интересны нам и в наше время. Когда вы станете родителями, своих детей вы обязательно научите играть в эти игры и печь такие же вкусные оладушки, как пекли ваши бабушки.
Приглашаем всех за сладкий стол
(Угощают детей настоящими оладьями)