Татьяна Минеева
Конспект для подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим «В гости к старику лесовику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Учить детей составлять пищевые цепочки; обосновывать их.
Задачи:
Образовательная область «Познание» :
- Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
- Уточнить и расширить представления детей о лесе: в нём растут разные растения (деревья, кусты, травы) и живут разные животные (звери, птицы, насекомые). - Развивать аналитико-синтетическую деятельность, творчество, мышление, нравственно-волевые качества личности.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная область «Коммуникация» :
- Развивать связную речь детей, закрепление слов-антонимов.
- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к растениям и животным; чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней, желание глубже познать её тайны.
Оборудование и материалы: - панно «Лес- многоэтажный дом»; -карточки для составления пищевых цепочек и этажей леса; - фланелеграф;-игра «Листик» (на каждого ребёнка);- декорации осеннего леса.
Предварительная работа: -рассматривание иллюстраций, дидактических картин; - чтение литературы (В. Танасейчук «Экология в картинках»); -беседа по теме «Лес – многоэтажный дом»; - дид. игра «Лес – многоэтажный дом»; -лото «Животные»; -заучивание стихотворений.
Ход ОД.
Воспитатель. Ребята! Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычный осенний лес. Отгадайте, к кому мы пойдём в гости :
В лесу, в бору живёт старый старичок, На нём серый колпачок. Это старичок (Лесовичок)
Закройте глаза и представьте (звучит музыка П. И. Чайковского) : «Солнце светит, но греет слабо. Подул прохладный ветер. Он срывает последние листья с деревьев. Набегают тучки, пахнет опавшими влажными листьями. Вот мы и в осеннем лесу».
Откройте глаза и посмотрите вокруг, на эти деревья. Как они изменились! Об этом давайте послушаем стихотворение. (Одному ребёнку заранее дали выучить стихотворение)
Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали. Ветра холодные пришли И тополя затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как - будто меньше стали. Всё присмирело, съёжилось, Поникло, пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела.
Да, ребята, всё стало серым и скучным. В лесу смолк птичий гомон. Тихо кругом. Слышите шорохи? Здесь кто-то есть!
(Появляется старичок Лесовичок)
Лесовичок. Кто пожаловал в мой лес? Дети. Здравствуй, Лесовичок! Лесовичок. Здравствуйте, грустные ребята! Дети. Мы- весёлые ребята! Лесовичок. Здравствуйте, ленивые ребята! Дети. Мы –трудолюбивые ребята! Лесовичок. Здравствуйте, недружные ребята! Дети. Мы- дружные ребята! Лесовичок. Здравствуйте, незнайки! Дети. Мы всему учимся. Лесовичок. Я очень рад видеть таких любознательных детей у себя в лесу! Воспитатель. Лесовичок, тебе не скучно одному в лесу? Лесовичок. Мне не скучно одному. Лес - это мой дом. Я в нём отдыхаю, набираюсь сил, любуюсь красотой, которая меня окружает, забочусь о лесе. Воспитатель. Лесовичок, с ребятами в детском саду мы много беседовали о лесе и могли бы тебе рассказать о нём. Лесовичок. Я послушаю вас с удовольствием. Воспитатель. Ребята, расскажите, на что похож леc?
Дети. Лес – многоэтажный дом. В «лесном» доме есть подвал – это почва. На нижнем этаже растут: трава, ягоды, мох, цветы, цветы, кусты, грибы. Верхние этажи занимают деревья: высокие и низкие. Лес – это общий дом, дом для растений и животных. Лес надо беречь и охранять. Лесовичок. А знаете ли вы, кто из обитателей леса живёт на каждом «этаже»? Давайте поиграем в игру «Рассели по этажам».
(Дети берут карточки, рассматривают животных и расставляют карточки на панно «Лес – многоэтажный дом»)
Дети (делают вывод) : У каждого животного в лесу есть своё место и своё дело. Они приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются, находят разнообразную пищу, убежище. Воспитатель. Ребята, давайте вспомним игру про зайчика и покажем Лесовичку.
Физкультурная пауза.
Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись как стрелки ушки. Шорох тихий раздаё тся : Кто-то по лесу крадётся. Зайка путает следы, Убегает от беды. Прыгнул в бок и обернулся, И под кустиком свернулся, Словно беленький клубок, Чтоб найти никто не смог.
Лесовик. Хорошая игра, мне понравилась она. Действительно, много у зайца врагов. Воспитатель. Лесовик, в твоём лесу много зверей, но как они уживаются друг с другом.
Лесовик. Присаживайтесь на полянке и послушайте мой рассказ. (Дети слушают рассказ В. Танасийчук «Цепочки в лесу»).
Затем Лесовик предлагает детям составить пищевые цепочки на панно. Дети проверяют, составляют новые.
Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали из рассказа Лесовичка.
Дети. Лесные жители друг от друга зависят. Отдельно им друг без друга не прожить. Все растения и животные связаны друг с другом, как звенья в цепочке. Много цепочек в лесу. Ими сцеплены друг с другом: звери, птицы, насекомые, растения. Так давайте будем любить всех наших меньших братьев.
Лесовик. В моем лесу есть волшебное дерево. И листочки на нём волшебные. Только осень и его не обошла. Упали листочки на землю и рассыпались на части. Вы, любознательные и сообразительные дети, попробуйте собрать «листик». (Дети собирают). Листочек ведь волшебный. Он может превращаться в фигурки лесных жителей. Соберите зайчика. (Дети собирают).Соберите лисичку. (Дети собирают). Молодцы! Я хочу подарить вам эти волшебные листочки. Будет он в ваших руках превращаться в любые фигурки.
Воспитатель и дети. Благодарим, Лесовичок, за подарок. Это очень нужная и полезная игра для наших детей. (Дети складывают «листики» в корзинку.) Спасибо,Лесовичок, за интересный рассказ из жизни леса. Тот, кто любит лес, наполняется хорошими добрыми чувствами. Художники, очарованные красотой леса, пишут картины, у поэтов рождаются стихи.
Мы все снимаем угол свой Кто мельче, кто крупнее, У матушки – природы Кто выбирает в речке дно, И крыша нам над головой - Кто – воду побыстрее. Весь купол небосвода. Кто любит раньше всех вставать А лес -большой, прекрасный дом, А кто – поздней ложиться. Битком набит жильцами Умей соседа подобрать, И уживаться надо в нём, Чтоб в доме том ужиться. Хоть мы с усами сами. Иной сосед опасен, Народу разного полно: Но в целом - Мир прекрасен!
Воспитатель. Нам пора в детский сад. Снова закройте глаза и под чудесную музыку П. И. Чайковского мы возвращаемся из леса. Ребята, какое интересное и необычное у нас было занятие. А сейчас мы пойдём на прогулку и понаблюдаем за природой на нашем участке