Марина Ермолаева
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «Весеннее пробуждение деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весеннее пробуждение деревьев
Программные задачи.
Познакомить дошкольников с изменениями, происходящими в природе весной в жизни деревьев : начинается набухают почки, распускаются листья, цветы. Рассказать о том, что многие деревья цветут до появления листьев. Дать знания о том, что вода в природе имеет животворное свойство. Пополнить словарь за счёт названия деревьев. Воспитывать бережное отношение к природе.
Подготовка воспитателя.
Публикация «Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста „Весеннее пробуждение деревьев“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Изучила пособие М. М. Корабельникова «Краски природы» (стр. 12-17, Плешакова В. М. «Зелёные страницы» (стр. 34-39, написала конспект, продумала методы и приёмы. Саморукова П. Г. «Ознакомление дошкольников с природой» (стр. 151 – 160, «С любовью к природе» под редакцией Зверева И. Д. (стр. 111 – 121).
Предшествующая работа.
Дети наблюдали в разные сезоны за деревьями на участке детского сада.
Оборудование: иллюстрации деревьев, ветки деревьев, иллюстрации с изображением весенних периодов, иллюстрации первоцветов.
Ход занятия
Организационный момент.
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, какие изменения происходят в растительном мире весной, какие деревья начинают зацветать первыми, последними, почему многие деревья и травянистые растения цветут до появления листьев.
1. Сроки наступления, периоды весны. Характеристика весенних месяцев.
Читаю художественное слово.
Зима ещё хлопочет и на весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит.
Федор Иванович Тютчев.
- О каком времени года пишет Тютчев Ф. И.
- Когда наступает весна?
- Весна наступает тогда, когда появляются проталины, прилетают грачи.
- Что характерно для ранней весны? (Выставляю иллюстрацию)
Ранняя весна характеризуется сходом снежного покрова, начинается с появления первых проталин, заканчивается при сходе снега на полях.
- Что характерно для средней весны? (Выставляю иллюстрацию)
Средняя, речная весна, зелёная. Начинается от полного схода снега на полях и таяния рек. Эта дата совпадает с цветением черёмухи, поэтому и называют зелёная (середина мая)
- Что характерно для поздней весны? (Выставляю иллюстрацию)
- Как вы думаете, о каком периоде весны писал Пушкин А. С.
«Светит солнце ярче, ярче,
Греет солнце жарче, жарче,
Пробуждается природа постепенно ото сна.
Наступает утро года, начинается весна»
- Да, это март.
В первой половине марта бывают и вьюги, и метели, и мороз, и снег. Но приближение весны уже чувствуется. Появляются проталины. Снег тяжёлый. Можно наблюдать наст – тонкая корочка льда на снегу. Солнце поднимается выше, повышается и температура воздуха.
Приметы в марте.
«Длинные сосульки, к долгой весне».
«Март – утро года».
«Увидел грача – весну встречай»
Апрель – месяц солнца и воды.
Приметы в апреле.
«Апрель всех напоит»
«Если ольха зацветает раньше апреля – весна будет ранняя».
«Мокрый апрель – хорошая пашня»
«Апрель с водою – май с травою»
Май Древнерусское название – травень. Обильно отрастают травы. Дни тёплые, солнечные, но ночи ещё прохладные. Частые грозы.
Приметы в мае
«Май холодный – год хлеборобный».
- Как вы понимаете эту примету?
«Май леса наряжает, лето в гости ожидает».
- Как вы понимаете эту примету?
«Как в мае дождь, - так и будет рожь».
- Как вы понимаете эту примету?
И так, мы поговорили о весенних месяцах, их характерных особенностях, закрепили народные приметы
2. Весеннее пробуждение деревьев
- Какие изменения происходят у деревьев весной?
Набухание и распускание листьев, цветов.
Читаю стихотворение Алексея Толстого.
«Острою секирою ранена берёза…»
Острою секирою ранена берёза,
По коре серебристой покатились слёзы;
Ты не плач, берёза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечишься к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана…
Лишь больное сердце не залечит раны!
- Как помочь берёзе весной?
Да, раны на дереве следует замазать глиной.
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
Молодые листочки, которые появляются ранней весной нежно – зелёного цвета, просто переливаются на солнце, блестят. Это смола, которая покрывает листья. Её сразу почувствуешь на пальцах. Эта смола оберегает нежные молодые листочки от перемен погоды и затрудняет испарение воды. Когда листочки подрастут и станут более крепкими, блеск пропадёт, исчезнет душистый аромат.
- Какие природные условия способствуют оживлению деревьев и других растений весной?
- Да, это вода, достаточное количество света и тепла
- Чтобы доказать животворное свойство воды, накануне мы провели опыт. Заранее, во время ветвепада, подобрали веточки сирени, каштана. Взяли кувшин с водой наклеили на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрели веточки. После этого поставили ветки в воду и объяснили детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставили ветки на видное место. Прошло время, и они ожили.
- Что произошло с ветками?
Ветки сирени, каштана пустили корни, мы показали их детям на занятии. Пришли к выводу, что вода имеет животворное свойство.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
Вы узнали о том, какие изменения происходят в природе весной, какие изменения происходят в жизни деревьев.
Подведение итогов занятия, дифференцированная оценка.