елена иванова
Конспект деловой игры для воспитателей «Многофункциональная РППС на службе ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональная РППС на службе ОБЖ
Уважаемые педагоги, я предлагаю сегодня обобщить ваши знания по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности в форме деловой игры. Перед проведением игры хотелось бы немного остановится на теории.
Создание предметно – развивающей среды по ОБЖ в ДОУ.
Публикация «Конспект деловой игры для воспитателей „Многофункциональная РППС на службе ОБЖ“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Задача взрослых и педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Все полученные знания и навыки дети должны уметь грамотно применять в реальной жизни, на практике.
Раньше образовательная область «Безопасность» была самостоятельным разделом. Сейчас в соответствии с ФГОС, «Безопасность» является одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативного развития».
Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники, транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка.
В средней группе необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, полиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель – огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей.
В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. Мы формируем представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта.
Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.
В группах дошкольного возраста, необходимо организовать уголок безопасности. Уголок безопасности – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.
Требования к оформлению уголка безопасности:
педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;
психическая и физическая безопасность игровых материалов;
оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);
учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;
целесообразность и удобство размещения;
эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.
Уголок безопасности может содержать: тематические альбомы, картинки, иллюстрации по ОБЖ, альбомы со стихами и загадками, пословицами.
Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты, поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты: «Противопожарные щиты безопасности», «Город». Дети, играя, закрепляют знания о всех видах транспорта, развивают логическое мышление, внимание, память.
Уголок безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, подбором дидактических игр по ПДД, соответствующих возрасту детей.
По разделу «Безопасность в быту» решаются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. В этом нам помогают дидактические игры «Хочу быть пожарным», «Детям спички не игрушки», настольно-печатные игры «Противоположности», иллюстрированный материал «Экстренные ситуации», «Если ты остался один дома», «Правила пожарной безопасности», «Поведение при пожаре», «Оказание первой помощи», иллюстрации к загадкам по теме, изображения с опасными предметами, плакаты.
По разделу «Безопасность в природе» подбор настольно-печатных игр «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей в природе», «Кто где живёт» (про насекомых, «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды). Иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Познавательная и художественная литература.
Раздел «Ребенок и другие люди» плакаты, тематические альбомы, картинки, иллюстрации.
Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей. Подбор литературы так же осуществляется с учётом возраста и интереса детей. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно - ролевые игры. Данные игры позволяют «проиграть» опасные жизненные ситуации. Необходимо подобрать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как, «Автобус», «Спасатели», «Пожарные, «Водители», «Пешеходы», «Мы пассажиры» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка)
Желательно, чтобы группы в ДОУ были оснащены и техническими средствами обучения, это - мультимедийная установка. В этом случае дети имеют возможность смотреть обучающие мультфильмы из серии «Азбука безопасности» (смешарики, «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки тетушки Совы», компьютерные презентации, сказки, которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;
Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях необходимо широко использовать информацию, а именно информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.
Деловая игра для педагогов «Основы безопасности жизнедеятельности»
Уважаемые коллеги, я прошу всех взять из корзинки ленточки. Кто взял красную ленточку, образует одну команду, кто желтую – вторую команду. Командам нужно придумать название и девиз.
1 задание
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке вопросы, на которые вы должны ответить. За каждый правильно данный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы:
1. К какой образовательной области относится обучение детей основам безопасности? (социально-коммуникативное развитие);
2. С какими видами безопасности мы знакомим дошкольников в рамках основной образовательной программы? (безопасное поведение в природе, безопасность на дорогах, безопасность собственной жизнедеятельности);
3. Назовите актуальные темы безопасного поведения детей в летний период. («Безопасное поведение на воде», «Профилактика выпадения детей из окон», «Электробезопасность», «Ядовитые растения», «Укусы насекомых», «Опасное солнце», «Дорожная безопасность»);
4. Назовите планируемые результаты освоения раздела «Безопасность» во второй группе раннего возраста (2-3 г.? (Не подходить к незнакомым животным, не гладить их; не брать в рот растения; знать понятия «дорога», «машина», «улица», безопасное поведение с играх с песком, водой).
5. Расшифруйте, что такое «ОБЖ»? (Основы Безопасности Жизнедеятельности)
6. Мы рассказываем детям, что не всегда внешность человека соответствует его характеру. Дети думают, что опасны только люди с неприятной внешностью, а красиво одетые и симпатичные люди опасности не представляют. Однако это не всегда соответствует истине. Поэтому часто используют этот пример: Эта героиня сказки одета в лохмотья и испачкана, но очень добрая и дружелюбная. Кто же это? (Золушка)
7. Изображение условного символа на улицах города (знак)
8. Человек, совершающий движение по улице (пешеход)
2 задание
Назовите по очереди формы работы с родителями по обучению детей основам безопасной жизнедеятельности.
(Родительское собрание, консультация, семинар, семинар-практикум, праздники и досуги, анкетирование, наглядная информация, буклеты, акции, экскурсии и целевые прогулки, проектная деятельность, конкурсы, привлечение родителей к оснащению РППС по безопасности, театрализованные представления, издание совместной газеты, работа посредством сети интернет)
3 задание
Назовите правила безопасности, которые нарушили сказочные герои.
1. Какую ошибку совершили герои сказок «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»? (не открывать дверь незнакомцам);
2. Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне»? (не брать угощение у незнакомых людей);
3. Какое правило было нарушено в «Мойдодыре» К. И. Чуковского (правила личной гигиены);
4. Почему с колобком и петухом из сказки «Кот, петух и лиса» случилась беда? (не разговаривать, не доверять незнакомцам);
5. Какое правило дорожного движения нарушил кот из стихотворения К. И. Чуковского «Тараканище»? (ехал задом наперед);
6. Какое правило нарушил Кай из сказки «Снежная королева»? (не цепляться за транспорт).
4 задание
А теперь я хочу проверить ваши знания по пожарной безопасности в экстренных ситуациях. Отвечаете «да» или «нет».
Верно ли…
1. Что электропроводку под напряжением нельзя тушить водой (да);
2. Что люди чаще при пожаре страдают от огня, чем от дыма (нет;)
3. Что с помощью углекислого газа можно тушить пожар (да);
4. Что резина является негорючим материалом (нет);
5. Что не погашенный окурок может тлеть (да);
6. Что загоревшийся бензин можно тушить землей (да);
7. Что можно выливать горящее масло в раковину (нет);
8. При пожаре внутри помещения нужно ли настежь открывать окна и двери (нет).
5 задание
Следующее задание будет на скорость и сообразительность. Участникам команд нужно выбрать правильный ответ на вопрос из представленных вариантов.
1. Кто самый внимательный на пляже? ( Варианты ответов: спасатель, тренер, отдыхающий);
2. Что нужно делать, если в воде свело ногу? ( Варианты ответов: уколоть острым предметом или ущипнуть как можно сильнее, погладить ногу, пройдет само);
3. Если в квартире начался пожар, что следует предпринять? ( Варианты ответов: попытаться затушить пожар, если это возможно, открыть окна и ждать пожарных, ждать, когда потухнет сам);
4. Какой сигнал светофора включается со всех сторон перекрестка? ( Варианты ответов: желтый, красный, зеленый);
5. Как далеко можно заплывать в организованных местах купания? ( Варианты ответов: до буйков, до мест массового скопления людей, до лодки)
6. Что должен обязательно на себя надеть человек, выходящий в лодке на водоем? ( Варианты ответов: спасательный жилет, спасательный круг, запасную лодку)
6 задание Игра «Гимнастика для ума» (отвечать сразу же).
1. Сердце машины -… (мотор)
2. Главная автомагистраль -… (шоссе)
3. Знак, обозначающий «Проезд запрещен» - (кирпич)
4. Край дороги - (обочина)
5. Изменение направления движения - … (поворот)
6. Наказание за нарушение ППД - … (штраф)
7. Заторы транспорта на дороге - (пробка)
8. По чему ездят машины? (по дороге)
9. Человек, управляющий транспортом - … (водитель)
10. Человек, идущий вдоль дороги - … (пешеход)
11. Транспортное происшествие - … (авария)
12. Место ожидания транспорта - … (остановка)
7 задание Психологическая разминка. Шуточная сценка из сказки «Бабушка и Красная шапочка» (обыгрывают по одному воспитателю от команды) Выбрать воспитателя нужно по счету на первый- пятый. Четвертые номера от каждой команды участвуют в конкурсе.
Входят Красная Шапочка и её Бабушка. Между ними происходит такой диалог:
Красная Шапочка - Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо:
Бабушка - Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
Красная Шапочка - Бабушка, а почему у тебя такие жёлтые зубы?
Бабушка - Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
Красная Шапочка - Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
Бабушка - Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
Красная Шапочка - Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
Бабушка - Это потому, моя Деточка, что по утрам не делала зарядку.
В один голос Красная Шапочка и Бабушка: Если: не хочешь, чтобы тебя съел Серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!
8 задание Отгадай кроссворд. Чья команда быстрее разгадает, та и получает балл.
По горизонтали:
1. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознанной общности целей, но связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. (толпа)
2. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей людей, непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не может справиться самостоятельно. (катастрофа)
3. Особое физическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности. (утомляемость)
4. Прибор для измерения суммарной дозы ионизирующего излучения, полученной человеком за время пребывания на радиоактивно загрязненной местности. (дозиметр)
5. Средство индивидуальной защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных примесей, содержащихся в воздухе. (противогаз)
6. Широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболевания. (эпидемия)
7. Состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности. (безопасность)
8. Один из основных способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и др.) этот способ является наиболее эффективным. Организованное перемещение населения и материальных ценностей в безопасные районы. (эвакуация)
По вертикали:
9. Естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. (здоровье)
10. Система временных организационных, режимно-ограничительных, административнохозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно- профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию. (карантин)
11. Средство индивидуальной защиты органов дыхания. (респиратор)
12. Неконтролируемое горение, происходящее вне специального очага и наносящеематериальный ущерб. (пожар)
13. Выход из строя, повреждение какого-либо механизма, машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. (авария)
14. Ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса (например, вооруженного конфликта, стихийного бедствия, техногенной катастрофы, инфекции и т. д.). (локализация)
15. Устройство для ликвидации небольших очагов пожара. (огнетушитель)
16. Набор (ассортимент) медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи пораженным (больным). (аптечка)
9 задание Тренинг «Моё здоровье»
1. Ваш любимый напиток?
а) вода (4)
б) натуральные соки (5)
в) газированные напитки (3)
г) вино (2)
д) пиво (1)
е) водка (0)
2. Как Вы относитесь к жирной пище?
а) люблю (0)
б) терпеть не могу (5)
в) смотря что (2)
3. Если Вас одолела бессонница, Вы:
а) даже не знаете, что это такое (5)
б) встаете и не пытаетесь уснуть (1)
в) срочно пьешь снотворное (0)
г) что-нибудь читаешь (3)
д) включаешь телевизор (2)
4. Если у вас нет жалоб, ходите ли Вы к врачам?
а) да, ходите регулярно (5)
б) так хочется лишний раз услышать, что ты - здорова (4)
в) нет, эти врачи обязательно найдут какую-нибудь болячку (1)
г) нет на это времени (2)
д) терпеть не могу врачей! (0)
5. Если что-то заболело, сразу ли Вы обратитесь к врачу?
а) конечно (5)
б) да, кроме стоматолога (3)
в) если болит очень сильно (1)
г) потяну время: а вдруг пройдет (0)
6. Дружите ли Вы со спортом?
а) регулярно им занимаюсь (5)
б) иногда бегаю (4)
в) только во время отпуска (2)
г) нет на это времени (1)
д) боже упаси! (0)
7. Принимаете ли Вы лекарства?
а) мне это не нужно (5)
б) если врач пропишет (4)
в) да, регулярно - я сам себе врач (1)
г) нет, даже если врач настаивает (0)
8. Если у вас дурное настроение, Вы:
а) идете прогуляться (5)
б) переживаете в себе (0)
в) срываетесь на близких (2)
г) принимаете успокаивающие средства (1)
А теперь подсчитайте количество набранных баллов.
0-8 БАЛЛОВ
Вы совершенно не думаете о своем здоровье. Что ж, со временем вы можете об этом пожалеть.
9-19 БАЛЛОВ
Вы из тех людей, у которых не хватает времени заниматься собой и своим здоровьем. Хотя вы и понимаете, что это - очень плохо. Отложите на потом дела и наведайтесь к доктору!
20-30 БАЛЛОВ
Вы, к счастью, прекрасно понимаете, что нет ничего важнее, чем крепкое здоровье. Знакомо вам и такое понятие, как здоровый образ жизни.
31-35 БАЛЛОВ
Вам не кажется, что вы слишком трепетно относитесь к себе?
БОЛЬШЕ 35 БАЛЛОВ
Да, вы, оказывается, склонны к ипохондрии! Не забывайте о том, что мнительность порой гораздо опаснее, чем само заболевание.
Музыкальная пауза Караоке по ПДД
https://youtu.be/2Jc7iu_8ZjM
В заключении хочу поблагодарить всех педагогов за активное участие, пожелать успехов в обучении и воспитании детей и призвать : соблюдайте правила безопасности! Спасибо за плодотворную работу.