Ирина Давыдова
Конспект занятия «Будьте здоровы» для младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан
Юго-западный межрайонный центр «Семья»
филиал социально- реабилитационной помощи несовершеннолетним
Конспект занятия
«Будьте здоровы!»
Воспитатель
1 категории:
Давыдова Ирина Петровна
Аннотация.
Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Конечно, может показаться, что с детьми младшего школьного возраста еще рано говорить о вреде алкоголя и курения. Поэтому многие взрослые предпочитают откладывать такие разговоры до тех пор, пока ребенку не исполнится 14-15 лет. Однако по данным Министерства здравоохранения приобщение подростков к курению происходит, в основном, в возрастном диапазоне от 10 и ранее до 16 лет включительно. Более того, «пик» приобщения к курению приходится на младший возраст, а именно до 10 лет включительно. В этом возрастном периоде пробуют курить в среднем по Российской Федерации около 30% мальчиков и 10% девочек. Так о какой профилактике может идти речь в 15-16 лет, когда многие из детей уже успели к этому возрасту попробовать алкоголь и начали курить! А дети из неблагополучных семей особенно находятся в зоне риска. Так, подавляющее большинство родителей моих воспитанников страдают алкогольной зависимостью, и дети знают о сигаретах и спиртных напитках не понаслышке. Например, в доверительной беседе с детьми младшего школьного возраста, я выяснила, что многие уже пробовали курить, а некоторые пробовали пиво и вино. И самое страшное, что спиртное им дали родители, а, следовательно, дети восприняли это как норму, доверяя своим родителям целиком и полностью.
Публикация «Конспект занятия „Будьте здоровы“ для младшего школьного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Поэтому на занятиях я говорю детям о необходимости вести здоровый образ жизни. Воспитанники должны знать о пользе для организма утренней зарядки, спортивных часов и уроков физкультуры. Все мы, работая с детьми из неблагополучных семей, должны воспитывать в них самостоятельность, научить различать хорошее и плохое; что полезно, а что вредно, что можно пробовать на вкус, а что нет; научить определять для себя круг людей, кому можно доверять, а к кому относиться с опаской; способствовать воспитанию бережного отношения, прежде всего, к своему здоровью.
На данном профилактическом занятии используются элементы экспериментирования, что является основой познавательной деятельности. Кроме того, использован разнообразный наглядный и раздаточный материал, элементы поисковой деятельности, когда дети самостоятельно стараются найти ответ на поставленный вопрос при помощи ребусов и загадок, а так же игровой момент. Задания дети выполняют индивидуально или парами. Всё это, а также использование современных ИКТ позволяет поддерживать интерес воспитанников на протяжении всего занятия и даёт возможность для достижения поставленных целей и задач.
Цель: Сформировать представления о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей о здоровом образе жизни;
- познакомить воспитанников с правилами ведения здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать стремление детей сохранять своё здоровье;
- развивать кругозор и словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Предварительная работа: беседы о правильном питании, режиме дня, личной гигиене, разучивание стихотворения «Дядя- курильщик», просмотр мультипликационного фильма «Планета вредных привычек»
Материал и оборудование:
Демонстрационный: мультимедийная установка, ноутбук, мяч, макет солнца с лучами, 3 пластиковых прозрачных стаканчика с водой, пипетка с йодом.
Раздаточный: цветочки из бумаги с разноцветными лепестками на каждого ребенка, карточки с пословицами по количеству пар детей, памятка «Правила здорового образа жизни» по количеству детей, карточки с заданием «Расшифруй пословицу» на каждую пару детей.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Москва «ВАКО» 2011
2. Даль В. И. Русские народные пословицы и поговорки. - М. : Просв., 1990.
3. Пластинина Ю. Л. Внеклассное занятие «Береги здоровье смолоду» // «Классный руководитель» .- 2007.- №5
4. Бережнова Е. Внеклассное занятие «Вредные тучки и полезные оживлялки» // «Классное руководство и воспитание школьников». – 2009.- №4.
5. Сайт для учителей начальной школы http://orljta-2010.ucoz.ru
6. Физминутки для начальной школы http://school-box.ru/
7. Игры для детей http://www.detochki.su/index.php?option/
План занятия:
1. Вводная часть.
Орг. момент. Упражнение «Цветик-семицветик»
2. Основная часть.
1. Беседа: «Что для человека самое нужное?»
2. Упражнение «Собери пословицу»
3. Составляющие ЗОЖ:
загадки о предметах личной гигиены;
иллюстрации о правильном питании;
ребус о режиме дня;
работа в парах с карточками. Задание «Расшифруй пословицу» (о физкультуре)
4. Физкультминутка «Зарядка всем нужна»
5. Плохие привычки
6. Табакокурение. Опыт со стаканчиками.
7. Игра с мячом «Хорошо- плохо»
3. Заключительная часть
1. Правила ЗОЖ
2. Обобщение. Выводы
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Орг. момент. Упражнение «Цветик- семицветик»
В: Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовила для каждого из вас подарок. Это цветок. Но цветок необычный, это волшебный цветик – семицветик, который может выполнить 1 ваше желание (раздаю каждому ребенку цветок с цветными лепестками, на каждом из которых написано одно желание. Приложение 1)
В: Возьмите его в руки и прочитайте, какие желания записаны на его лепестках (счастье, здоровье, успехи в учебе, деньги, сила, ум, красота). Подумайте, что бы вы хотели больше всего и оторвите только один лепесток.
2. Основная часть.
1. Беседа: «Что для человека самое нужное?»
В: Какой лепесток вы выбрали? Почему именно этот лепесток?
(Выслушиваются мнения детей по желанию)
В: У каждого из вас есть свое мнение и свои желания. А кто из вас выбрал лепесток со словом «здоровье»? Почему? (Ответы детей)
В: Вспомните, что мы говорим друг другу, когда встречаемся? Правильно, мы говорим: «Здравствуйте». Т. е. мы желаем друг другу здравия. Это значит здоровья. Люди всегда, во все времена считали здоровье самой важной ценностью. Так, знаменитый английский поэт и писатель, который жил много лет назад Уильям Шекспир сказал, что «Здоровье дороже золота» (слайд 1) Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
В: Правильно. Это значит, что здоровье нельзя купить ни за какие деньги. А если человек болеет, то ему приходится тратить очень много средств на лекарства и лечение.
2. Упражнение «Собери пословицу»
В: Мудрые люди придумали много пословиц и поговорок о здоровье. И сейчас мы некоторые из этих пословиц прочитаем. Но сначала их надо собрать.
(Работа в парах. Раздаю детям 2 вида карточек: красные и синие. На красных-начало пословицы, на синих- окончание. Дети в парах советуются друг с другом и правильно составляют пословицы. Приложение 2)
В: Давайте проверим себя и прочитаем пословицы, которые у нас получились. А на экране мы увидим правильный ответ (слайды 2- 6)
В: Молодцы, вы все правильно справились с этим заданием.
3. Составляющие ЗОЖ.
В: Ребята, скажите, а что нужно цветам, чтобы они росли красивыми и долго оставались свежими и цветущими? (Ответы детей) Правильно, для этого нужна вода и, конечно, солнце. Так же и в нашей жизни: здоровье - это солнышко, которое помогает нам жить долго, счастливо и быть красивыми.
В: Посмотрите, у нас на доске солнце. Представим, что это наше здоровье. Но у него пока нет лучей. Лучи-это то, что помогает нам сохранить и укрепить наше здоровье. Чтобы узнать какие лучики будут у нашего солнца, нам нужно выполнить некоторые задания.
В: Первое задание - загадки.
Приложение 3
В: Скажите, для чего нам нужны все эти предметы? Правильно, для нашей личной гигиены. Первый лучик нашего солнца- личная гигиена (прикрепляю лучик на доску к солнцу)
В: Чтобы узнать следующий лучик, посмотрите на экран (слайд 7) Что там изображено? (Ответы детей: овощи, фрукты, молоко, каша и др.) Как вы думаете, почему я вам показала эту картинку? (Ответы детей)
В: Верно, молодцы. Все эти продукты полезные и необходимые человеку, что бы быть здоровым. Итак, следующий наш лучик-это правильное питание (прикрепляю лучик)
В: Следующее задание- это ребус. Посмотрите на экран и попробуйте отгадать, что здесь зашифровано (слайд 8) Ответ: режим дня.
В: Итак, мы узнали еще одну составляющую нашего здоровья- это соблюдение режима дня и крепкий сон (прикрепляю лучик на доску)
В: А следующее задание вы выполните в парах (раздаю карточки с заданием). На ваших карточках зашифрована пословица о том, что еще сохранит наше здоровье. Расшифруйте и запишите ответ на листочке, чтобы не забыть. Кто выполнит задание-поднимайте руку.
Приложение 4
В: Какая пословица у вас получилась? (Двигайся больше -проживёшь дольше) Что это значит? Как вы думаете, как мы назовём следующий наш лучик? (Физкультура и закаливание)
В: (прикрепляю лучик) Вот и нам пришла пора немного подвигаться и отдохнуть. Нам нужно встать со своих мест и выйти на середину комнаты. Я буду читать стихотворение, а вы вместе со мной будете выполнять движения.
4. Физкультминутка «Зарядка всем нужна»
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья!
Ну-ка, проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку,
Покачали головой,
Руки вкрест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели,
Ах! – и встали.
Ох! – и сели.
Снова встали, сели, встали,
Пальцы сжали и разжали.
Не устали?
5. Плохие привычки
В: Молодцы. А теперь садитесь, продолжим наше занятие. Юля выучила для нас стихотворение. И сейчас мы ее послушаем (ребенок читает стихотворение «Дядя- курильщик») Приложение 5
В: Молодец! Спасибо, Юля, садись на свое место. Ребята, о чём было это стихотворение? (ответы детей) Табакокурение- это очень плохая привычка, которая вредит нашему здоровью. Поэтому, последний лучик нашего солнца мы назовём «Нет плохим привычкам!» (прикрепляю лучик). Скажите, а какие ещё плохие привычки бывают у человека? (ответы детей) Всё что вы назвали- это действительно вредные привычки и они мешаю человеку жить и быть здоровым, они как тучи, которые закрывают солнце. Посмотрите, что получается (прикрепляю на доску «тучки» с названиями плохих привычек, отчасти закрывая солнце).
6. Табакокурение. Опыт со стаканчиками.
В: Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать и посмотреть историю про трёх друзей.
(Рассказываю историю и провожу опыт)
В одном городе жили три друга. Они учились в одной школе, жили в одном дворе, всегда вместе играли и гуляли. Вот они (выставляю на стол три одинаковых пластиковых прозрачных стаканчика с водой, в один из них заранее добавляю таблетку хлора). Давайте мы придумаем им имена (Дети предлагают свои варианты. Называем «стаканчики» именами, которых нет среди детей группы). Пусть первый будет Витя, второй- Миша, а третий- Слава. Про этих ребят все вокруг говорили «Друзья не разлей вода». Когда они стали постарше, Витя часто начал дружить с ребятами из другого двора, которые не любили слушаться своих родителей и много хулиганили. Через некоторое время и мальчик Миша начал иногда с ними общаться. Однажды эти ребята предложили Вите и Мише попробовать закурить. Миша сразу отказался, потому что родители всегда ему говорили, что курить – это плохо. А Витя подумал, что от одной сигареты ничего плохого не будет и согласился. И, когда он закурил сигарету, в его организм попало много разных ядов и вредных веществ (добавляю в стаканчик с именем «Витя» одну каплю йода из пипетки, вода в стаканчике меняет немного цвет). А через несколько дней Витя подумал, что можно еще одну сигарету выкурить и тоже ничего не будет (добавляю еще несколько капель). А потом ещё и ещё. Витя думал, что всё хорошо и ничего плохого не происходит. Но он не видел, что творится внутри него с каждой выкуренной им сигаретой (добавляю еще несколько капель йода, вода становится тёмного цвета). Миша же не курил. Но он часто общался с этими ребятами, с Витей и был рядом, когда они курили. Он думал, что если не курит сам, то его здоровью ничего не грозит. Но посмотрите, что происходило с ним, когда он дышал этим дымом (в стаканчик с именем «Миша» добавляю несколько капель йода, вода окрашивается в темный цвет. Что произошло с Мишей? Почему его стаканчик тоже стал тёмным, ведь он же не курил? (ответы детей) Правильно, ребята. Молодцы. Потому, что дым от сигарет очень вреден не только для тех, кто курит сам, но и для тех, кто просто находится рядом и вдыхает этот дом. А что же Слава? Давайте посмотрим, что с ним. Слава знал, что табачный дым очень опасен для здоровья и жизни человека. Поэтому, как бы друзья его не уговаривали попробовать, он не соглашался. Но Слава не только сам не курил, но он даже не находился рядом с теми ребятами, которые курили. Он всегда старался избегать тех мест, где был дым от сигарет. Поэтому его не здоровью ничего не угрожало. Посмотрите (в стаканчик с именем «Слава» добавляю несколько капель йода, но из-за того, что в воде растворена таблетка хлора, ее цвет не меняется. Для убедительности можно добавить еще йода, но вода по-прежнему останется светлой). Видите, ребята, Слава всегда оставался здоровым, как бы не поступали его друзья. Какой вывод мы можем с вами сделать из этой истории?
Вывод: табакокурение, как и другие плохие привычки, очень вредят нашему здоровью. Важно не только самим никогда не курить, но и не находиться рядом с теми, кто курит, не дышать этим дымом. Потому, что даже немного табачного дыма может нанести непоправимый вред здоровью. Наше здоровье зависит только от нас самих.
В: Итак, ребята, все эти лучики у нашего солнца мы можем назвать здоровый образ жизни (убираю тучки, прикрепляю на серединку солнца надпись ЗОЖ) Только те люди, которые ведут здоровый образ жизни, смогут быть здоровыми долгие годы.
7. Игра с мячом «Хорошо- плохо»
В: Что бы нам лучше запомнить, что полезно для нашего здоровья, а что не полезно, мы поиграем с вами в игру «Хорошо- плохо»
Проводится игра.
Игра с мячом по принципу «Съедобное- несъедобное». Дети стоят в кругу или в линию. Бросаю мяч одному из детей и называю то, что полезно или вредно для здоровья. Если полезно- ребенок ловит мяч, если вредно- отбивает. Например: делать зарядку, есть чипсы, курить, закаляться и т. д.
3. Заключительная часть
1. Правила ЗОЖ
В: Молодцы, вы очень внимательные. Садитесь на свои места. В конце нашего занятия я хочу подарить вам подсказки, на которых написаны правила здорового образа жизни (раздаю детям памятки. Приложение 6). Давайте вместе прочитаем их.
В: Сохраните эту памятку и иногда перечитывайте, чтобы не забыть.
2. Обобщение. Выводы
В: Ребята, наше занятие подошло к концу. О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Здоровье- это самое важное в жизни человека. Если у человека слабое здоровье, ему очень трудно жить. Чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы, нужно соблюдать несложные правила и вести здоровый образ жизни. Помните, наше здоровье в наших руках! Я желаю всем вам быть здоровыми и красивыми.
В: А домашнее задание для вас будем таким. Расскажите трём своим друзьям о том, что сегодня полезного вы узнали на занятии и поделитесь с ними Правилами ЗОЖ. На следующем занятии вы расскажете нам, с кем из ваших друзей вы поделились этой важной информацией.