Светлана Наводчикова
Конспект НОД «Будь осторожен на льду!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности
на тему «Зима» в старшей разновозрастной группе «Буратино».
Тема дня: «Будь осторожен на льду!»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская.
Задачи:
-продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;
-закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время);
Публикация «Конспект НОД „Будь осторожен на льду!“» размещена в разделах
-способствовать развитию осторожности;
-развивать мышление, память, умение выслушать товарища не перебивая;
-воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость («Социально – коммуникативное развитие». Социальный мир/Безопасность/Труд).
Методы и приё мы:
1. Словесный: рассказ воспитателя, сказка;
2. Наглядный: рассматривание картинок, плаката, просмотр мультфильма;
3. Практический: сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование:
-наглядные материалы: картинки зимы, зимних развлечений, картинка вороны, картинки-плакаты о безопасности на льду, мультфильм «Безопасность на льду» (Смешарики).
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, физкультминутка,
Игровая Игровая ситуация.
Коммуникативная Вопросы.
Логика образовательной деятельности:
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемый результат
1. Дорогие ребята!
Может быть, вам приходилось кататься на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или на коньках, или просто гулять по реке зимой. Отвечают на вопросы. Создан интерес к предстоящей деятельности.
2. Как называется наша река? (Чапаевка). Если стоят сильные морозы, и лед на водоеме толстый и прочный, то ничего страшного в этом нет. А вот в начале зимы, когда лед еще не окреп, ломается под ногами со звоном и хрустом или потрескивает, выходить на него нельзя! В это время года наиболее опасна середина водоема. Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему еще льду и вдруг слышит, что лед начал трещать.
Как вы думаете, что надо делать?
Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу. Отвечают на вопрос.
Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.
3. Запомните, что даже в самые трескучие морозы, находясь на льду водоема, надо соблюдать осторожность. Лед может быть непрочным около стока вод с фабрики, около кустов и зарослей камыша и там, где болотные травы вмерзли в него. Иногда метели наносят высокие сугробы на льду.
Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед всегда тоньше. Более тонким и непрочным он бывает и в тех местах, где в реку впадает ручей или, бьют ключи.
Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пройти короткой дорогой по льду реки или озера.
Как правильно это сделать?
Прежде всего, стоя на берегу, нужно мысленно наметить верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой. Если вы идете по льду на лыжах, то крепления нужно отстегнуть, а палки держать свободно, не накидывая палки на кисти рук.
Весной, когда начинает пригревать солнышко, лед на водоемах становится рыхлым, вода просачивается сквозь него и заполняет следы, а ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасными становятся места возле берега и под мостами.
Запомните, что на подтаивающий весной лед выходить нельзя! Отвечают на вопросы Закрепляются знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время, развивать осторожность.
4. Послушайте сказку «Волшебные вороны».
Вопросы:
Где Саша каталась на санках?
С кем познакомилась девочка у реки?
Что рассказал Саше рыболов Василич?
Как помогли Саше волшебные вороны?
Почему нельзя выходить на лед водоема весной и в начале зимы?
Где располагаются опасные участки льда весной: у берега или на середине водоема? А вначале зимы?
В каких местах лед может быть непрочным даже в сильные морозы? Отвечают на вопросы.
Развивается мышление, память, умение выслушать товарища не перебивая.
5. Физкультминутку «Я однажды потерялся… .»
Я однажды потерялся – (изобразить испуг)
Только быстро догадался (слегка стукнуть себя по лбу, улыбнуться)
Посмотрел туда- сюда (повороты)
Нету мамы — вот беда (развести руки в стороны, внизу)
Побежал направо я (бег на месте)
Мама не нашлась моя (руку козырьком)
Побежал налево я (бег на месте)
Мама не нашлась моя (руку козырьком)
Повернулся я вокруг (повороты вокруг себя)
Может быть увижу вдруг (руку козырьком)
Нет, я решил стоять (руки скрестить на груди)
И на месте маму ждать. (повтор 2-3 раза)
Повторяют стихи и выполняют движения, соответственно тексту. Движение и речь детей согласованы. Обеспечена потребность детей в движении.
6. Правила безопасности на льду водоема!
Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском.
Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы - участки возле берега.
Запомните, что менее прочным лед бывает там, где:
- наметены сугробы;
- растут кусты;
- трава вмерзла в лед;
- бьют ключи;
- быстрое течение;
- в реку впадает ручей;
- в водоем попадают сливные воды с фабрики.
Отвечают на вопросы. Закрепляются знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время, развивать осторожность.
7. Теперь присаживаемся и я хочу вам показать, что случилось с Нюшей из «Смешариков» (показ мультфильма «Смешарики», серия «На тонком льду…»).
Давайте ещё раз повторим правила безопасности на льду (воспитатель говорит, а дети повторяют) :
• Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
• Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском.
• Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
• Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь.
• Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии.
• Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы - участки возле берега.
• Запомните, что менее прочным лед бывает там, где:
- наметены сугробы;
- растут кусты;
- трава вмерзла в лед;
- бьют ключи;
- быстрое течение;
- в реку впадает ручей;
- в водоем попадают сливные воды с фабрики.
- Ну что же, научились сами, научите всех. Расскажете и научите всему родителей. А я приглашаю вас на прогулку поиграть.
Смотрят мультфильм.
Повторяют правила. Умеют внимательно смотреть мультфильм не отвлекаясь.
Итоговое мероприятие:
- Как нужно вести себя на реке?
- Что нужно делать, если услышали треск льда?
Приложение
Сказка «Волшебные вороны»
Зимой Саша каталась на санках с крутого речного обрыва. Сани быстро мчались вниз, взметая холодные облака колючей снежной пыли, а потом, плавно скользя. Еще далеко катились по льду, почти до самой середины реки.
Морозы стояли сильные, и лед на реке был прочный. Кое-где на льду сидели рыбаки, закутанные в толстые шубы и тулупы. Саша заметила, что возле одного из рыбаков постоянно крутятся две вороны.
Однажды девочка увидела такую картину: пока одна ворона скакала перед самым носом рыболовов, отвлекая его внимание, другая бочком-бочком подобралась к только что пойманной мелкой рыбешке и стащила рыбку.
- Ишь, какие хитрые подружки-вороны, - подумала Саша. - Одна рыболова отвлекает, а другая - рыбку таскает.
- Дяденька, - сказала она, подходя к рыбаку, - а у вас ворона рыбку стащила.
- Да мне не жалко, - добродушно ответил тот. - Зимой птицам корм найти трудно, вот я их и угощаю, а они добро не забывают. Придет время, и вороны меня предупредят, что на лед выходить нельзя.
- Почему нельзя? - удивилась Саша.
- А потому, что весной лед на реке становится рыхлым, тонким, особенно у берега. Можно невзначай и в ледяной ванне искупаться.
- Как же вороны вас предупредят? - продолжала допытываться Саша.
- А очень даже просто. Подлетят ко мне поближе и скажут: «Кар-кар-кар! Василич! Завтра на рыбалку не выходи! Опасно! Можно под лед провалиться!» я их послушаюсь и на рыбалку не пойду. Подожду, когда река ото льда очистится, снег кругом растает и трава зазеленеет. Вот тогда можно снова брать удочки и идти на реку.
- Разве вороны умеют говорить? - еще больше удивилась девочка. - Вы, наверное, шутите?
- Нет, не шучу, - серьезно ответил Василич. - это ведь не простые вороны, а волшебные. Они в сказочном лесу живут, с самим старичком - лесовичком дружат, а тем, кто их подкармливает, всегда помогают.
Василич махнул рукой в сторону леса. Саша заметила, что лес и вправду сказочный - заиндевелый, похожий на снежный терем. Василич собрал удочки и ушел, а Сашенька решила, что тоже будет угощать волшебных ворон.
На другой день девочка принесла из дома большой бутерброд. Села на санки и стала крошить хлеб, а вороны тут как тут.
Саша отошла в сторону, чтобы не мешать, воронам обедать. Перекусив, умные птицы стали важно расхаживать около девочки, и вдруг одна из них подняла голову, посмотрела на Сашу и негромко сказала: «Спасибо, Сашенька, спасибо!» другая ворона закивала головой, соглашаясь с подругой.
Девочка просто ушам своим не поверила:
- Не обманул меня рыболов Василич. Вороны-то и вправду волшебные!
С тех пор она каждый день захватывала для птиц какое-нибудь лакомство.
А между тем солнце с каждым днем поднималось все выше, пригревало сильнее, и на сугробах появилась блестящая ледяная корочка. Дни стали длиннее, а на ивовых кустах у реки весело и звонко чирикали стайки задорных воробышков. Лед на реке сделался рыхлым, следы к полудню наполнялись талой водой.
Однажды Саша пришла на горку и заметила, что Василича на обычном месте нет. Только девочка хотела съехать на санках с горы, как у нее над головой закружились встревоженные вороны.
Как вы думаете, почему встревожились вороны?
- Кар! Кар! Кар! - закричали они. - Саша! Сашенька! Не катайся больше с этой горки, лед на реке слабый, рыхлый, не выдержит и может проломиться, - предупредили девочку птицы.
- Хорошо, не буду, - ответила Саша. Тут веревка невзначай выскользнула из рук девочки, и сани съехали вниз с обрыва. Раздался треск, и они оказались в воде.
- Ай, ай, мои саночки! Как теперь я их достану?
- Не волнуйся, - успокоили девочку вороны, мы тебе поможем. Ты только смотри, на лед не выбегай, а то и сама в ледяной воде окажешься!
Вороны полетели в лес и позвали на помощь других птиц. Они дружно схватили клювами веревку и вытащили сани из воды на берег.
Саша поблагодарила птиц, посыпала им хлебных крошек и пошла домой.
- Видно, пора убирать санки до следующей зимы - подумала девочка.