МААМ-картинки

Конспект беседы «Весна, весна!»

цветкова светлана
Конспект беседы «Весна, весна!»
▼ Скачать + Заказать документы

Весна, весна!

Цели:

• познакомить воспитанников со стихотворениями русских поэтов о весне;

• развивать творческие способности воспитанников,их речь, формировать навыки выразительного чтения стихотворений;

• пробудить у воспитанников любовь к родной природе, к русской поэзии.

Оборудование :

• репродукции картин русских художников (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Весна. Большая вода», В. Н. Бакшеев «Голубая весна», С. Ю. Жуковский «Весенний вечер»,

Публикация «Конспект беседы „Весна, весна!“» размещена в разделах

• аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского, аудиозаписи из цикла «Наедине с природой»,

• фотография «Ландыши».

Ход занятия:

«Весна, весна! И всё ей радо…» - это строчки из стихотворения И. А. Бунина. Сегодня на мы будем говорить о весне, о том, как изображают это чудесное время года русские художники, композиторы, поэты.

А начнём мы наш разговор о весне стихотворением А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие …».

Перед весной бывают дни такие :

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

1) Что значит весна в жизни природы и человека? (Весна - это начало жизни, пробуждение природы после зимнего сна, а для человека весна - пора надежд, ожидание чего – то нового).

2) Как описывает наступление весны А. Ахматова? (Волнующее ожидание весны)

Демонстрируется репродукция картины В. Н. Бакшеева «Голубая весна»

В этой картине, как и в стихотворении Анны Ахматовой, ощущается радостное восприятие жизни. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам.

Многие художники, музыканты, поэты посвятили этому времени года свои произведения. Каждый из них по-своему изображает наступление весны, выражает свои чувства и настроение. Вот как описывает наступление весны В. А. Жуковский.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

А сейчас мы послушаем ещё одну песню жаворонка. Звучит музыка П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».

Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали музыку Чайковского?

Объясните значение глагола «зардел».

Вот как объясняет значение этого слова словарь Ожегова: Зардеться - стать румяным, покраснеть. Лицо зарделось румянцем. Зарделся закат. Перен.

Весна пришла вместе с радостным пением птиц. Таким увидели приход весны композитор П. И. Чайковский и художник А. К. Саврасов.

Знакомство с историей создания картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

В 1871 году, ещё до прихода весны, расстался Саврасов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Всегда ему был по душе этот старинный русский город.

Глубокий снег ещё лежал на улицах, когда художник приехал в Кострому. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санях, подложил под голову ящик с красками и холстами и поскакал в деревню – навстречу весне.

Художник снял комнату в мезонине большого деревенского дома. Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. Саврасов подолгу стоял у окна, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. Он надевал сапоги, долго бродил по дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.

Весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Саврасов распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось. Робкий луч солнца проложил по снегу голубые тени, снег стал рыхлым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнё зда ожили: вокруг них уже хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» - напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… Да что теперь? Пришла весна!

«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал художник свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны …

И. А. Бунин «Бушует полая вода …» :

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Работа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Работа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Что вы видите на картине Левитана? Как художник изображает весну? Чем пейзаж Левитана похож на пейзаж Бунина? Какие краски используют художник и поэт?

Весенний воздух! Он словно напоён каким-то волшебным, сладостным ароматом. Это пахнет ещё не раскрывшимися почками, ясным голубым небом, первым порывом тёплого ветра, весенним ручейком… Слышите журчание ручейка? Давайте остановимся, послушаем его весёлую песенку!

Звучит аудиозапись из цикла «Наедине с природой» «Журчание ручья».

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Какой предстаёт природа в стихотворении С. А. Есенина?

Пригревает солнышко, пробившись из-за тучи. И вот на пригорке, между редко растущими деревьями виднеется нежная светлая зелень. А какой чудный аромат разлит по лесу! Да ведь это ландыши!

Многие поэты посвятили этому цветку свои стихотворения. Давайте посмотрим на него, полюбуемся им, как любуется С. Я. Маршак.

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

По солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Апрель».

Какими словами рисует поэт ландыш? Какие слова помогают нам увидеть красоту ландыша? (жемчужины, бубенчики, колокольчики весны; ландыш сравнивается с ребёнком, рождённым природой).

2) Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Понравился ли вам ландыш?

Весна вступает в свои права. Скоро прогремят первые раскаты грома. Мы с нетерпением ждём первого весеннего дождя.

Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая …» :

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила!

Звучит аудиозапись «Гром. Гроза. Дождь».

Вот наступил вечер, и нам пора возвращаться. Давайте ещё немного задержимся и полюбуемся весенним вечером.

С. А. Есенина «Весенний вечер» :

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

Представьте, что вы художники. Какие картины вы бы нарисовали?

А вот каким увидел этот вечер художник С. Ю. Жуковский.

Демонстрируется картина С. Ю. Жуковского «Весенний вечер».

Наше путешествие по весеннему лесу закончилось. А теперь давайте вспомним увиденное и услышанное.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации «Весна, весна, весна»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами аппликации «Весна, весна, весна» Задачи: - учить детей запоминать стихотворение, читать его с естественной интонацией; - учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями;.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Весна, весна на улице» Образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Цель: Формирование понятия о временной.

Конспект НОД в форме познавательной беседы «Времена года: весна, лето, осень, зима» Видео Марина Мудрак Конспект НОД. Познавательная беседа "Времена года: весна, лето, осень, зима" Цели: закрепление знаний детей по лексической.

Конспект прогулки «Весна! Весна! И все ей рады! Наблюдение за берёзой» для детей старшей группы с детьми 5–6 лет Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей. Цель: формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного.

Конспект занятия «Весна, весна, поди сюда» Цели: - познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. - продолжать учить разгадывать загадки о весне, заучить заклички о весне.

Конспект занятия во второй младшей группе «Весна, весна красная» Цели: Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл.

Непосредственно образовательная деятельность по аппликации «Весна, весна на улице» для детей 5–6 лет Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей 5-6 лет Коллективная аппликация на тему:.

НОД «Весна, весна на улице» НОД «Весна, весна на улице» ООРР Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны. Систематизация знаний детей по теме.

«Весна, весна и все ей рады». Конспект занятия в образовательной области «Познание» Цель: Формирование представления детей о весне. Задачи: 1. О6учающие: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; представление.

Сценарий физкультурного досуга для детей младшей группы «Весна, весна на улице»Сценарий физкультурного досуга для детей младшей группы «Весна, весна на улице» Цель: Обогащать эмоциональный опыт детей; формировать умение находить средства воплощения двигательного замысла. Оборудование: Мячи и обручи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Весна, весна!»
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 10:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Весна, весна!»» (включая файлы) размещена пользователем цветкова светлана (УИ 1520690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД