Ольга Рукавишникова
Конспект беседы с детьми старшей группы «Без семьи нет счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы с детьми старшей группы
Тема беседы : Без семьи нет счастья
Образ. область: речевое развитие
Цель:
Формирование представления о семье, как об источнике счастья и самой большой ценности в жизни каждого человека.
Задачи:
• Дать детям представление о понятии «Семья».
• Расширять представления детей о семье и взаимоотношениях в ней.
Публикация «Конспект беседы с детьми старшей группы „Без семьи нет счастья“» размещена в разделах
• Развивать в детях личностные духовно – нравственные качества, соотносимые с понятием «Семья».
• Учить детей любить своих родителей такими, какие они есть.
• Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.
• Активизировать словарь по данной теме.
• Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, дружелюбие, ответственности и заботы.
Ожидаемые результаты:
• Понимание детьми понятия «Семья» и значимости семьи в жизни каждого человека.
• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
• Воспитание чувства семейной сплоченности, уважения к жизненному опыту родителей; подведение к пониманию того, что у разных членов семьи могут быть разные вкусы и увлечения.
• Проявление у детей нравственных чувств: милосердия, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, дружелюбия, ответственности и заботы.
Демонстрационный материал:
Альбом «Моя семья», фотографии детей, чистые листы бумаги, краски, кисти
Вырезанные из цветного картона «тучки» и воздушные шарики. Сердечки-фонарики, Мультимедиа-проектор, ноутбук, отрывок мультфильма «Мама для мамонтенка» (видеозапись, слайды на тему «Дети без семьи!», видеоролик из YuoTube «Гимн семьи», вырезанные из бумаги сердца.
Предварительная работа
• «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
• Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки-матери».
• Беседа : «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка».
• Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед».
• Изготовление альбома «Моя семья» детьми группы.
• Разучивание с детьми пословиц и поговорок народов России о семье.
Ход:
этапы Действия воспитателя Действия детей Примечание
1этап Мотивационно-побудительный
задача: настроитьдетей на беседу
Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Читает стихотворение.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель обращает внимание на мольберт, на котором изображен ребус - (7Я, предлагает сесть на стулья.
Воспитатель предлагает детям разгадать ребус.
Воспитатель предлагает высказать предположение, о чем же сегодня будет идти речь.
Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, что значит - семья?» Предлагает поговорить о семье, о том, что называют семьей, нужна ли семья, почему говорят: «Без семьи нет счастья?» Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
Дети садятся полукругом возле мольберта
Дети отвечают, что зашифровано слово семья
Дети высказывают предположение, отвечают: -о семье.
Ответы детей:
-мама
-папа
-бабушка
-дедушка
-братья и сестры…. Дети заинтересованы предстоящей беседой
Получен положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Дети умеют разгадывать ребус
Дети принимают предложение воспитателя поговорить о семье, порассуждать всем вместе по теме.
2 этап
Организационно- поисковый
задачи:
- Актуализация имеющихся знаний, представлений детей
- Воплощение их в практической деятельности
Воспитатель читает стихотворение, на экране слайд-шоу с семейными фотографиями детей:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
В:Ребята, я предлагаю вам поговорить о самых близких, родных людях. Сегодня у нас в группе открыта фото - выставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
Воспитатель предлагает план рассказа:
• Кто самый старший в вашей семье?
• Кто самый младший?
• Кто изображен на фото?
• Что они делают?
• Какое у них настроение?
• Что они любят делать, чем увлекаться?
- Как вы думаете, что такое счастье? Счастливая семья?
В: ребята, давайте порассуждаем, почему в народе так говорят: без семьи нет счастья?
- Как заботятся о вас ваши близкие?
- Какие чувства вы испытываете при этом?
- Как члены семьи заботятся друг о друге?
- Какие сказки рассказывает бабушка?
- Какие колыбельные песни поет мама перед сном?
- Как вы чувствуете любовь мамы и папы к вам?
- А как вы проявляете свою любовь к ним?
- Бывает так, что вы ссоритесь со своими близкими?
- Кто первый идет на примирение?
- А ссоры и обиды в семье – это приятно? Как их избежать?
В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас, о друг друге?
В: А у вас есть постоянные обязанности дома?
Давайте мы с вами поиграем в игру!
Игра «Наши добрые дела»
На магнитной доске круг желтого цвета.
В: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки. Молодцы. Ваша помощь родителям очень нужна и важна, так же как и вам нужна помощь родителей.
В: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?
- Верно! А ещё мы стараемся совершать только хорошие поступки, чтобы радовать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на яркий воздушный шарик, или на тучку? (воздушный шарик и тучка у каждого ребёнка)
В: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - воздушный шарик.
- Убрали за собой одежду;
- Оставили после еды свою грязную посуду на столе;
- Разбросали одежду по всем стульям;
- Помыли свою тарелку;
- Почистили зубы;
- Ходят грязнулей;
- Оставили кровать неприбранной;
- Прибрали кровать;
- Не заметили, когда мама и папа устали;
- Заметили, когда папа и мама устали.
- Большая, крепкая, дружная семья – это счастье, радость, любовь.
В:Каждому из вас я предлагаю бережно взять в руки частичку любви ваших родителей – сердечко, и выложить на ковре одно большое сердце.
В: Приглашаю всем взяться за руки и встать в необычный «Круг радости» в форме сердца.
- Посмотрите, вот такая большая родительская любовь постоянно окружает каждого из вас! Дети слушают стихотворение, рассматривают фотографии на слайдах
Дети выражают желание рассказать о своей семье
Несколько детей по плану рассказывают о своей семье
Дети высказывают свои мысли :
-это там, где тебя любят,
-заботятся о тебе
Ответы-предположения детей:
- одному быть плохо
они нас кормят
- играют с нами
-радость
- веселье
- помогают друг другу
- ответы
- детей
-они нам все покупают!
- я маму обнимаю, целую в щечку
-да
- ?
- нет,
- надо слушаться старших
Несколько детей рассказывают о ом, как заботятся друг о друге их родители
- да!
Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.
Ответы детей
Ответы детей: радость – на воздушный шарик, печаль – на тучку
Дети поднимают в соответствии с ситуацией или воздушный шарик, или тучку
Дети выкладывают большое сердце
Дети встают в круг и берутся за руки
Дети внимательно слушают стихотворение, вникают и понимают его смысл
Дети проявляют заинтересованность в выполнении предложенного воспитателем задания
Дети умеют последовательно выражать свои мысли, опираясь на план, составлять небольшой рассказ о своей семье
Дети задумываются над вопросом, учатся анализировать
У детей появилось осознание того, что все члены семьи заботятся друг о друге и о них, детях, защищают и оберегают их от неприятностей, потому что дети еще маленькие и не могут самостоятельно всему научиться
Дети рассказывают о своей помощи близким из личного опыта
Составлен цветок «Наши добрые дела»
Подведение итогов игры, ощущение детьми своей нужности и важной роли в семье
Включение в игру, анализ ситуаций
Чувство гордости и радости от того, что у детей есть семья
Осознание детьми себя частью большой семьи
3 этап
Рефлексивно- коррегирующий
задачи:
Систематизация знаний
- Рефлексия В: Какое счастье, что у вас всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете! В ваших семьях правит любовь друг к другу!
- Вы согласны с выражением: Без семьи нет счастья?
- Я тоже так считаю. А сейчас, напоследок, я предлагаю вам послушать и посмотреть видеоролик «Гимн семьи»
- Понравилась вам песня?
- А в целом, понравилось ли вам то, о чем мы сегодня говорили?
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Что нового вы узнали для себя?
- Полезной ли была информация для вас?
- А теперь давайте пойдем и нарисуем свою семью.
Да
Дети смотрят ролик, слушают песню
Ответы детей, рефлексия
- да
Дети выбирают средства рисования и рисуют свою семью в свободной самостоятельной деятельности, затем организуется выставка рисунков Подведение итогов беседы, рефлексия, положительные эмоции у детей от мероприятия, осознание важной роли семьи в жизни каждого человека, понимание понятия «Счастливая семья», появление устойчивого желания быть полезным своей семье
выставка детских рисунков