Ирина Каткова
Конспект беседы с детьми младшего возраста по теме «Культурное наследие России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей со старинными народными игрушками.
Задачи:
Образовательные:
-дать представление детей об игрушках прошлого;
-пополнить словарный запас детей: глиняный, тряпичный, деревянный;
Развивающие:
- развивать интерес к народным игрушкам;
-развивать умение отгадывать загадки, угадывать игрушки на ощупь;
-развивать у детей интерес к предметам старины;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к игрушкам наших бабушек;
-воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Публикация «Конспект беседы с детьми младшего возраста по теме „Культурное наследие России“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Методы и приемы: рассматривание иллюстраций, рассматривание и сравнение игрушек, беседа, игра.
Материалы и оборудование:
Детские игрушки, картинки с иллюстрациями игрушек.
Ход беседы
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о ваших любимых игрушках.
-Вы любите играть в игрушки? (ответы детей)
-У вас есть любимые игрушки? (ответы детей)
-Почему эти игрушки любимые? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям описать свою любимую игрушку, какая она из чего сделана и как она у него оказалась.
Воспитатель: А знаете ли вы какими игрушками играли ваши родители и ваши бабушки с дедушками, когда были маленькими детьми?
Послушайте стихотворение А. Плещеева «Внучка».
Бабушка, ты тоже
Маленькой была?
И любила бегать,
И цветы рвала?
И играла в куклы
Ты, бабуся, да?
Цвет волос какой был
У тебя тогда?
Значит, буду так же
Бабушкой и я, —
Разве оставаться
Маленькой нельзя?
Очень бабушку мою —
Маму мамину — люблю.
У нее морщинок много,
А на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
Может быть, и я такою
Буду старенькой, седою,
Будут у меня внучатки,
И тогда, надев очки,
Одному свяжу перчатки,
А другому — башмачки.
- Вам рассказывали ваши бабушки и дедушки, во что они играли во дворе, когда были маленькие? (ответы)
Ребята, а вы хотите посмотреть какие игрушки были у наших бабушек? (ответы детей)
Когда ваши бабушки были маленькими, то они тоже любили играть в игрушки.
В старину заводов не было, магазинов игрушек тоже не было и игрушки изготавливали своими руками мамы и папы из дерева, соломы, глины, мочала, камыша, початков кукурузы, корневой травы, сучьев и веток деревьев, тряпочек, ниток, одним словом, из подручного материала.
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Никто не может точно сказать, когда появилась первая кукла.
Из глубины веков пришла к нам традиция изготовления тряпичных кукол. Делали их из остатков ткани. Кукла имела магическое предназначение. Поэтому их делали безликими. Считалось, что кукла с лицом может посмотреть ребенку в душу и сглазить его. Иногда лицо заменял крест – символ Солнца у славян. Поэтому «безликая кукла» было одновременно игрушкой и оберегом. Такие куклы были в каждой крестьянской семье. Девушка на Руси, готовя себе сундук с приданым, вместе с рушниками и рубашками, клала туда своих тряпичных кукол.
В семье мужа ей разрешали играть с куклами, считая, что так она скорее станет матерью. В ожидании рождения ребенка, молодая женщина делала куклу - мотанку «Пеленашку», которая отождествлялась с будущим младенцем. И, прежде, чем положить ребенка в люльку, туда клали «Пеленашку». Эта кукла ставала оберегом ребенка, его защитницей.
Воспитатель показывает картинки с игрушками и рассказывает про них.
Воспитатель: а теперь ребята, я хочу проверить, как вы запомнили игрушки ваших бабушек. И дам несколько заданий.
Первое задание: у вас нарисовано дерево, глина, и ткань, нужно соединить их с игрушками, которые сделаны из этого материала. (дети выполняют задания)
Воспитатель: Ребята какие вы молодцы, у вас получается потому что вы стараетесь и делаете все дружно.
Вот ещё одно задание: «Волшебный мешочек». Дети на ощупь определяют, какие игрушки лежат в мешочке.
Вопросы воспитателя: Как ты думаешь, что там лежит?
Почему ты так решил?
Из какого материала?
Воспитатель: Молодцы ребята! А у меня для вас есть подарки - красивые раскраски с игрушками.