Екатерина Шпилёва
Конспект беседы по картине И. И. Шишкина «Зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима»
Задачи:
Развивающие:
Развивать у детей интерес к живописи И. И. Шишкина.
Развитие творческого воображения.
Развивать связную речь, речевой слух.
Развивать устную речь, обогащая словарь детей эмоционально оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими суждениями, терминами
Образовательные:
Познакомить детей с жанром живописи - пейзаж.
Учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы.
Публикация «Конспект беседы по картине И, И, Шишкина „Зима“ в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
Формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины.
Формирование навыка рассказывания по пейзажной картине целостного представления об изображённом на ней.
Воспитательные:
Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.
Добиться возникновения эмоционального отклика на изображённое художником на картине.
Воспитание инициативности, самостоятельности при восприятии картины и составлении рассказа по ней.
Оборудование и материалы:
Конспект занятия, картина И. И. Шишкина «Зима», портрет художника И. И. Шишкина, видеоролик с зимней тематикой, музыкальная запись произведений
из альбома «Времена года. Зима» А. Вивальди
Предварительная работа :
Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.
Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки.
Слушание звуков зимней природы (аудиозаписи).
Словарная работа:
Активный словарь: пейзаж, художник, картина, пейзажист, живописец.
Ход занятия
I часть занятия
Вводная беседа
Воспитатель включает видео ролик с зимней тематикой, (Аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).
Воспитатель рассказывает детям:
- Кто сказал, что у зимы нет природы, нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимое красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковые.
- А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д). Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.
- А почему радостными? (ответы детей).
- Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревня в белоснежных шубах.
- Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны, и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.
Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима!»
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!
- Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья - зима», «русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка - зима»).
- А вы рады приходу зимы? А хотите отправиться в зимний лес? Сейчас вы закроете глаза, и мы перенесемся в зимний лес (звучит аудиозапись А. Вивальди «Времена года. Зима»).
На доске репродукция И. И. Шишкина «Зима».
- Откройте глаза и осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.
- Ребята, эту картину, написал великий художник Иван Иванович Шишкин.
Дети рассматривают картину 1-2 минуты.
Давным-давно у нас в России жил замечательный художник И. И. Шишкин. Он любил природу, лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опёршись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо перекинут ящик с красками. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. В народе его называли лесной богатырь, царь леса.
II часть Основная (беседа)
А теперь рассмотрим картину более внимательно.
- Так о чем нам рассказал художник? Да, о зиме в лесу.
- Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?
Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
- Какой же это лес?
Да, это старый, дремучий, непроходимый лес, еще говорят – «еловый бор».
- Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
- Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они?
Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху. Это лесные богатыри.
- А чуть дальше, что мы видим? Частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее.
- А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?
Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже наклонились, но еще не упали.
- А есть ли тут маленькие елочки и кусты?
Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.
- Ребята, как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим верхушек деревьев?
- Что больше всего привлекло его внимание?
Да, снег в этом еловом бору!
- Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину? Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел только стволы.
На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями.
- Так почему же художник хотел обратить внимание на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну?
В низу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он?
Да, необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.
- Какая же по настроению эта картина?
Шумная или тихая, неспокойная или наоборот; громкая, звонкая или нет? Да, картина тихая, спокойная. Сейчас я включу музыку, вы послушаете и скажите какая музыка подойдет к этой картине.
Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…»
Воспитатель: Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И. И. Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.
Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказал о зиме художник о своем настроении, навеянном красотой и напевами зимы.