Марина Александровна Бабченко
Конспект беседы «Письма с фронта» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цель:
• углублять представления детей о Великой Отечественной войне;
• рассказать детям о солдатских письмах-треугольниках и обстановке, в которой они писались, значении этих писем для родных и близких во время войны;
• упражнять в умении работать с бумагой, развивать продуктивную деятельность;
• развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать чувство благодарности и уважение ко всем, кто защищал Родину в годы войны.
Оборудование: иллюстрации по теме, «солдатский треугольник», бумага, ножницы.
Ребё нок:
Публикация «Конспект беседы „Письма с фронта“ в старшей группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Треугольные письма с фронта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за письмо? (предположения детей). Это ребята – солдатские письма, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах. (показываю «солдатский треугольник»)
Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали письма домой, потому что в те далёкие времена не было возможности по - другому связаться со своими родными.
В письмах с той, уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях, с кем приходилось воевать, о ранениях, о надежде на грядущую победу.
Письма с фронта отправлялись не только в родные места к родным, но и с помощью них устанавливалась тесная связь фронта с детьми вашего возраста, посещающими как вы, детский сад. Бойцы часто находили такие слова, которые были особенно понятны детям, производили на них большое впечатление. Эти письма были искренними, серьезными и простыми.
У солдат не было конвертов и красивых марок, поэтому им приходилось писать на тетрадном листке, который затем сворачивался треугольником. На нем писался адрес получателя и затем письмо передавалось почтальону, который старался доставить эти весточки с фронта в целости и сохранности.
Солдатские треугольники – листочки, исписанные торопливой рукой на привале или в минуты короткой передышки между боями, согнувшись где-нибудь в уголке, положив листок на колено. Иногда закончить письмо не удавалось – звучал сигнал атаки, начинался бой. Взрываются бомбы, рвутся на поле снаряды, свистят пули, грохочут танки, гудят самолеты. Все кругом пылает и горит. Кажется, что никогда не прекратится этот грохот. Где уж тут найти время для письма! Сражаться надо. Но стихнет бой, настанет передышка. Солдат вспомнит о родном доме, о тех, кто его ждет и любит, сядет в окопчике и напишет: «Родные мои! Я жив и здоров. Не волнуйтесь за меня, со мной ничего не случится.».
Письма писали на листочках чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие химические карандаши, очень похожие на простые, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, при неверном свете самодельного светильника или луны. Не было на войне конвертов и обратного адреса. В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса - номер полевой почты. Военный почтальон собирал письма и отправлял на попутном транспорте в тыл.
Не грусти, моя милая, не грусти, моя нежная,
Я тебя не забыл в бурном грохоте дней.
Я тебя только вижу чрез метелицу снежную,
А желанье увидеться все сильней и сильней.
Мы на запад идем, изгоняя захватчиков,
Им на нашей земле ни вершка места нет!
Залпы наших орудий, огонь автоматчиков
С каждым днем приближают победы рассвет!
А за фронтом в селеньях бушуют пожарища,
Враг проклятый, за них горой трупов ложись.
Я воюю и мщу за убитых товарищей
И за нашу войной сокращенную жизнь.
С каждым днем с нарастающей силою
Наш удар по врагу все сильней и сильней!
Не грусти, моя милая, не грусти, моя нежная,
Я тебя не забыл в бурном грохоте дней.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кому написано это письмо (ответы детей)
Получить такой «треугольничек» было большим счастьем. А вот писем в конвертах с фронта люди боялись. Как вы думаете, почему? (В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести).
Воспитатель: Ребята, вы хотите попробовать сделать такие конверты - треугольники?
Я приготовила всё необходимое, присаживайтесь, занимайте свои места.
Воспитатель: Вот такое письмо мы будем учиться делать. (Показ образца)
Воспитатель: Какой оно формы?
Воспитатель: Возьмите белый лист бумаги. Квадрат расположите ромбом. Поднимите нижний угол, совместив его с верхним углом. Именно так, треугольниками, складывали письма.
Воспитатель: Молодцы! У всех вас получились замечательные письма тех военных лет. Если бы солдаты, во время войны, получили такие письма, они бы очень обрадовались.