Любовь Николаевна Рослякова
Конспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Числа, цифры и математические знаки
Цель: формировать у детей представление о возможности записи цифр и чисел разными способами.
Задачи:
- познакомить детей с различными способами записи цифр и чисел у разных народов в разных странах в древности, с происхождением современного написания цифр, с происхождением названий «цифра», «ноль»; закреплять умение составлять и решать математические задачи;
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- развивать интерес к математике, познавательные способности, расширять кругозор;
- воспитывать стремление узнавать новое.
Ход:
- Дети, вы все знаете цифры, умеете их называть и записывать. Как вы думаете, всегда ли цифры выглядели так, как сейчас?
Рассматривание таблиц с изображением вавилонских цифр (клинопись, цифр племени майя, египетских цифр, римских цифр-букв, славянских цифр :
- Вы видите, что числа и цифры записаны по-разному у разных народов, но все эти записи длинные и неудобные (рассмотреть примеры записи некоторых чисел на таблицах).
Цифры, которыми сейчас пользуемся мы с вами, и которыми пользуются во многих странах, называются арабскими, но придумали их в Индии, арабские же купцы привезли в страны Европы из Индии вместе с товарами и цифры. Эти цифры немного отличаются от тех, к которым мы привыкли. Современные цифры более округлые, но очень похожи на старинные арабские цифры. Посмотрите на таблицу, как изначально выглядели арабские цифры : цифры состоят из углов, при этом видно, что, какая цифра – столько же углов мы можем найти в ее изображении:
На этой таблице нет цифры «0». Оказывается, эта цифра появилась позже остальных цифр. И появилась она тоже в Индии, именно в этой стране придумали ставить на пустое место, если нет никакого числа – кружок. «Кружок» означает по-индийски «сунья», а по-арабски – «сифр». Затем словом «сифр» стали называть и другие цифры, постепенно «сифр» преобразовалось в слово «цифра», которое сейчас относится ко всем цифрам от 0 до 9.
Слово «нуль» произошло от латинского слова «nullum», что обозначает «ничто». Сейчас чаще употребляется слово «ноль».
Физкультминутка:
Нуль на месте на пустом (подниматься на носки, руки вверх – вниз)
Ставим, как известно. (наклоны в стороны, руки на поясе)
Только он при всем при том (повороты в стороны)
Не пустое место. («пружинки»)
Не похож на пятак, (руки в стороны – вниз)
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак, (Округлить руки, соединить кончики пальцев)
С дыркой, да не бублик.
Пальчиковая гимнастика:
У людей говорят: «Не шути с огнем!» (соединять пальчики с большим)
А у нас говорят: «Не шути с нулем!»
У про запас сотни каверз и проказ, (соединять одноименные пальчики)
Нужен глаз за ним да глаз!
- Много лет тому назад, когда нужно было записать решение задачи или примера, все математические действия записывали словами, запись получалась длинной, как рассказ – это было очень неудобно.
Когда придумали математические знаки, записи стали намного короче и удобнее. Легче стало записывать решения задач и примеров, читать их и понимать записанное. Мы с вами знаем несколько математических знаков, а когда вы пойдете в школу, то познакомитесь и с другими знаками.
Дети читают стихи:
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.
Я – плюс, и этим я горжусь!
Я для сложения горжусь.
Я добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
Я – минус, тоже добрый знак,
Хотя и отнимать мастак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А просто долг свой выполняю!
Дети составляют и решают задачи и примеры по таблицам, картинкам, стихотворениям, загадкам, по счетному материалу; решения записывают в тетради, выкладывают с помощью касс цифр или с помощью демонстрационных цифр и знаков на доске :