Екатерина Александровна В
Автодидактические игры в средней группе
Что такое автодидактические игры?
Это игры, в которые дети могут играть самостоятельно, без непосредственного участия взрослого. Они развивают самостоятельность, любознательность и, конечно же, экологические знания.
Принципы создания картотеки:
• Доступность: Игры должны быть понятны детям средней группы.
• Разнообразие: включать различные виды деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные).
• Наглядность: использовать яркие картинки, натуральные материалы.
• Систематичность: постепенно усложнять задания.
Примерная картотека:
Публикация «Автодидактические игры в средней группе» размещена в разделах
Раздел 1. "Что растет в лесу?"
• Игра "Собери грибы в корзинку" (дидактическая): Картинки с грибами, настоящая корзинка. Ребенок должен выбрать только съедобные грибы.
• Игра "Кто живет в лесу?" (лото): Картинки с животными и их домиками. Ребенок подбирает пары.
• Игра "Деревья и листья" (пазлы): Разрезные картинки с деревьями и их листьями. Ребенок собирает пазлы.
Раздел 2. "Домашние животные"
• Игра "Кормим животных" (сюжетно-ролевая): Игрушечные животные, кормушки, различные виды корма. Ребенок кормит животных соответствующим кормом.
• Игра "Чей домик?" (лото): Картинки с домашними животными и их домиками.
• Игра "Звуки животных" (карточки): Картинки с животными и их звуки. Ребенок подбирает картинку к звуку.
Раздел 3. "Мир растений"
• Игра "Цветок и насекомое" (пары): Картинки с цветами и насекомыми, которые их опыляют.
• Игра "Овощи и фрукты" (классификация): Картинки с овощами и фруктами. Ребенок раскладывает их по корзинкам.
• Игра "Вырасти цветок" (конструктивная): Цветы из бумаги или пластилина, которые ребенок собирает.
Раздел 4. "Бережем природу"
• Игра "Сортируем мусор" (сюжетно-ролевая): Мусорные ведра с разными надписями (бумага, пластик, стекло, мусор из разных материалов. Ребенок сортирует мусор.
• Игра "Что можно, что нельзя" (картинки): Картинки с действиями, которые вредят природе и полезны для нее. Ребенок определяет, что можно, а что нельзя делать.
• Игра "Вода – источник жизни" (экспериментирование): Различные сосуды с водой, различные предметы. Ребенок проводит эксперименты с водой, делает выводы.
Раздел 5. "Чистая планета"
• Игра "Сортируем мусор" (продолжение): добавить новые виды мусора (батарейки, органические отходы) и соответствующие контейнеры.
• Игра "Чистый город" (сюжетно-ролевая): Игровые элементы для создания улицы (дома, машины, мусорные баки). Дети убирают мусор и высаживают деревья.
• Игра "Волшебная палочка" (дидактическая): Картинки с различными видами загрязнения. Воспитатель касается волшебной палочкой картинки, а дети говорят, как можно исправить ситуацию.
Раздел 6. "Вода – наш друг"
• Игра "Капельки путешествуют" (экспериментирование): Различные сосуды, трубочки, губки. Дети наблюдают, как вода движется по разным поверхностям, имитируя путешествие капельки.
• Игра "Чистая река" (сюжетно-ролевая): Игровые элементы для создания реки (речка из ткани, рыбки, мусор). Дети очищают реку от мусора.
Раздел 7. "Воздух вокруг нас"
• Игра "Дышим чистым воздухом" (экспериментирование): Различные предметы, которые могут загрязнять воздух (духи, освежитель воздуха). Дети определяют, какие запахи приятные, а какие нет.
• Игра "Защитим деревья" (сюжетно-ролевая): Игровые элементы для создания леса (деревья, мусор). Дети защищают деревья от загрязнения.
Раздел 8. "Шум вокруг нас"
• Игра "Тихо-громко" (дидактическая): Картинки с изображением разных звуков (громкий, тихий). Дети определяют, какой звук какой.
• Игра "Найди источник звука" (сюжетно-ролевая): Различные звучащие предметы (колокольчик, барабан). Дети закрывают глаза и слушают, откуда доносится звук.
Дополнительные идеи:
• Натуральные материалы: Шишки, каштаны, желуди для создания поделок.
• Картинки: Фотографии природы, животных, растений.
• Игры с водой и песком: Переливание воды, создание фигур из песка.
• Настольные игры: Лото, домино с экологической тематикой.
Как использовать картотеку:
• Пополняйте: регулярно добавляйте новые игры.
• Адаптируйте: Подбирайте игры в соответствии с интересами детей.
• Создавайте вместе с детьми: Привлекайте детей к созданию игр.
Важно помнить:
• Игры должны быть безопасными.
• Ребенок должен играть самостоятельно, но при необходимости взрослый может оказать помощь.
• Регулярно обновляйте игровой материал.
Создавая такую картотеку, вы поможете детям не только усвоить экологические знания, но и развить творческие способности, мелкую моторику и коммуникативные навыки.