Прудникова Светлана Александровна
Конспект НОД в подготовительной группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгрупповой логопедической НОД в условиях логопедического пункта ДОУ для детей с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)
Лексическая тема «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью». Повторение пройденных букв и звуков.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона и проблемной ситуации. Развитие обоняния и дыхания. Объявление темы.)
Логопед предлагает детям понюхать осенний букет – вдыхать носом, не поднимая плеч и надувая живот, плавно и длительно выдыхать ртом (губы трубочкой, щёки не надувать, сдувая живот (выработка нижнедиафрагмального дыхания).
Вопросы:
- Чем пахнет букет? (Букет пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью, прохладой, завядшими растениями.)
- В какое время года так пахнут растения? (Осенью.)
- А с чего вы взяли, что сейчас осень? Как вы догадались? (Часто идёт дождь. Небо хмурое. Солнце реже смеётся. Листья становятся разноцветными: жёлтыми, красными, коричневыми, оранжевыми. Начинается листопад. Люди стали одеваться теплее. Птицы улетают в тёплые края. Дикие животные готовятся к зиме, делают запасы: собирают грибы, ягоды, орешки, семена. Утепляют своё жилище. Меняют шубку (линяют) : заяц серую на белую, белка рыжую на серую, волк на более густую. Люди собирают урожай: в огороде на грядках – овощи, в саду на деревьях – фрукты. Мамы и бабушки делают домашние заготовки – варенье, соленья, компоты, лечо. Ученики идут 1 сентября в школу, в детском саду начинаются занятия с логопедом, психологом, воспитателем, музыкальным руководителем.) В помощь детям предоставляются картинки.
Объявление темы НОД: «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью.»
2. Упражнение «Осенью». (Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимая колени.)
Логопед приглашает ребят выйти на ковёр и выполнить упражнение.
Вдруг закрыли небо тучи,
(Поднимаются на носочки,поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий.
(Прыгают на носочках, руки на поясе)
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть.
(Приседают,держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги!
(Маршируют на месте с высоко поднятыми коленями)
Ветер по лесу гуляет,
Ветер листики считает.
(Бег на месте на носочках и взмахивание руками)
Вот дубовый,
(Встают, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний листик с ивы.
В хороводе закружили.
(Обороты вокруг себя, руки вверх – фонарики)
3. Игра «Осенние листья». (Совершенствование грамматического строя речи – образование относительных прилагательных.)
Дети продолжают стоять, логопед берёт в руки мяч и закрепляет названия листьев, упавших с разных деревьев.
С клёна – кленовые, с берёзы – берёзовые, с осины – осиновые, с рябины – рябиновые, с дуба – дубовые, с ивы – ивовые, с тополя – тополиные, с яблони – яблоневые, с липы – липовые, с черёмухи – черёмуховые.
4. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей. (Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представления о переносном значении слов (золотая, серебряная осень). Совершенствование грамматического строя речи – подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительным в роде, падеже, числе).
Вопросы:
- Какой месяц осени заканчивается? (Заканчивается сентябрь.)
- Какой месяц наступит после него? (После сентября наступит октябрь.)
- Какой месяц завершает осень? (Завершает осень ноябрь.)
Периоды осени.
Сентябрь обычно называют ранней осенью. Ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни. Хотя по вечерам и ночью уже достаточно холодно. В такое время можно наблюдать интересное явление природы – утренний туман. (Каким бывает туман? Туман бывает густым, белым, плотным, сырым, холодным, страшным.) Холодные густые туманы – одна из примет ранней осени, когда дни тёплые, а ночи холодные. Ранней осенью ещё много цветов, дозревают фрукты и овощи, листья на деревьях только начинают менять окраску. Ещё не исчезли многие насекомые, перелётные птицы только начинают готовиться к отлёту в тёплые края.
Затем начинается самый красивый период осени – золотая осень. Это конец сентября – начало октября. (Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой? Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, жёлтыми, алыми, багряными, оранжевыми. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.) Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и тёплые дни. Трава меняет свою окраску, желтеет и начинает засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелётные птицы начинают отлёт.
А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень (ноябрь, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями, холодными ветрами и первым снегом. Этот период ещё называют серебряной осенью.
5. Игра «Листопад». (Развитие фонематического восприятия.)
Логопед предлагает каждому ребёнку взять по одному листочку. На каждом листике спрятана буква. Детям необходимо придумать слово, начинающееся с определённого звука, живущего в данной букве.
6. Подведение итога НОД. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно делать, а потом оценивает их работу.