Ирина Сергеевна Жбанкова
Конспект мероприятия «Шахматный турнир» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения мероприятия «Шахматный турнир»
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект мероприятия „Шахматный турнир“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- обогащать активный словарь шахматными терминами;
- продолжать учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске;
Развивающие:
- развивать любознательность, познавательную мотивацию, мышление, воображение, внимание, память;
- развивать навыки общения и взаимодействия детей с взрослым и со сверстниками;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, целеустремленность;
- прививать культуру речевого общения, учить быть доброжелательным по отношению друг к другу;
Материалы и оборудование:
- атрибуты для украшения зала (воздушные шары белого и черного цвета, плоскостные шахматные фигуры для стен, магнитная шахматная доска с набором плоскостных шахматных фигур, напольная шахматная доска, набор больших шахматных фигур, карточки с изображением шахматных фигур, шахматный мешочек с набором шахматных фигур;
- демонстрационный материал: презентация, интерактивная доска, ноутбук.
Методы и приемы:
- словесный (объяснение, вопрос, пояснение);
- практический (самостоятельное решение практических задач);
- наглядный (ИКТ – презентация, показ иллюстративного материала);
Ход турнира : (звучат фанфары)
Слайд 1. заставка «Юный шахматист»
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале.
Слева и справа встали ладьи,
Башнями крепости стали они.
Рядом с ладьями строятся кони,
Копытами бьют и готовы к погоне.
Пара застывших недвижно слонов,
Четы королевской услышавших зов.
Пешки, пред ними построившись в ряд,
Шеренгой бойцов нерушимо стоят!
Пешки — слабая преграда,
Но жалеть их тоже надо.
Если пешки растеряешь –
Быстро шах и мат узнаешь!
Ведущий:
- О какой игре это стихотворение? (шахматы)
- Да, конечно же, вы правы – это шахматы!
- И сегодня мы встретились, чтобы в очередной раз в нашем детском саду провести шахматный турнир среди детей ДОУ «Юный шахматист». И я приглашаю главных героев сегодняшнего праздника, победителей отборочного этапа – наших участников. Встречайте:
Дети выходят и выстраиваются полукругом.
Ведущий:
- Чтобы в шахматы играть,
О них нам нужно много знать.
Наши ребята узнали много интересных фактов о шахматах, и сейчас мы расскажем вам о некоторых из них. (Слайды 2-9)
Ведущий: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:
Идет и озирается,
Пугается всего.
Когда игра кончается,
То в плен берут его.
(Король (слайд 10)
Два братца в одном королевстве живут,
А встретиться не могут.
(слоны (слайд 11)
-Правильно! А чтобы отгадать ее, надо знать правила игры. Какие? (Ответ детей)
-Правила, которые требуют, чтобы один слон передвигался по белым, а второй — по черным диагоналям.
Ведущий: Ещё загадка:
В поле много есть дорожек.
Будь и смел и осторожен.
Вверх и вниз, - тут (вертикаль (слайд 12)
Влево, вправо, - здесь (горизонталь).(слайд 13)
А с угла на угол, вдаль
Нас ведёт (диагональ).(слайд 14)
-Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске(8)
- Сколько всего полей в шахматной дорожке? (8)
-Сколько полей содержит самая длинная диагональ(8, самая короткая(2).
Ведущий:Ребята, а как можно из квадратов построить вертикальную дорожку, горизонтальную, диагональ? (построение на столе из квадратов черного и белого цветов).
Ведущий: Молодцы! Вы уже много знаете про эту игру.
Ну а теперь, позвольте представить вам наших судей:
Главный судья -
Заведующий д/сада «Снежинка» -
Член Управляющего совета-
Слово предоставляется главному судье. (Напутственные слова от родителей и судей).
Ведущий: Ну что же, перед тем как мы начнем турнир, я предлагаю немного размяться.
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде – сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали. (слоны)
Кто ж в середине – … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.
Ведущий:
А сейчас Главный судья озвучит, кто с кем будет играть в 1 туре.
Главный судья:
Ведущий: Ну что же, игроки готовы? Судьи готовы? Начинается игра!
ПРОВОДИТСЯ 1 ТУР.
Ведущий: Ну, вот и подошел 1 тур к завершению, судьи приступают к подсчету очков, а я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «НАЙДИ ПАРУ».
-Нам нужен водящий, выберем его с помощью считалки «Есть клетки белые, а есть как чернозем, кто остался, выйди вон!». (Водящий выбирает себе карточку с изображением шахматной фигуры и становится в центр, ему завязывают глаза. Остальные участники так же выбирают карточки, берутся за руки и идут по кругу, проговаривая слова. По команде «Пару свою ты скорее найди!» водящий выбирает пару, ориентируясь на схематичное изображение фигур).
На черно-белом крылечке сидели:
Король, Королева,Два офицера,
У них— два Коня, по углам— две Ладьи,
И строй солдат, что стоит впереди.
Раз, два, три! Пару свою, ты скорее найди!
Ведущий: Уважаемый судья, вы готовы озвучить, кто с кем будет играть во 2 туре?
Главный судья:
Ведущий: Ну что же, игроки готовы? Судьи готовы? Продолжается игра!
ПРОВОДИТСЯ 2 ТУР.
Ведущий: Ну, вот и подошел 2 тур к завершению, судьи приступают к подсчету очков, а я предлагаю вам, ребята, немного поиграть.
ИГРА «ПРОГУЛКА ПО ШАХМАТНЫМ УЛИЦАМ»
- Ребята! Шахматные фигуры отправились погулять по городу и заблудились. Вам необходимо помочь им попасть домой. Для этого, каждый из вас получит картинку с изображением шахматной фигуры и «адресом» дома, где она проживает. (На магнитной демонстрационной шахматной доске дети располагают шахматные фигуры в соответствии с заданием).
Ведущий: Уважаемый судья, вы готовы озвучить, кто с кем будет играть во 3 туре?
Главный судья:
Ведущий: Ну что же, игроки готовы? Судьи готовы? Продолжается игра!
ПРОВОДИТСЯ 3 ТУР.
Ведущий: Ребята, пока судьи приступают к подсчету очков, я приглашаю всех принять участие в шахматной эстафете.
ИГРА «ШАХМАТНЫЙ МЕШОЧЕК»
- Ребята! Шахматные фигуры спрятались в этом мешочке и согласны выйти из него, если только вы с каждой поздороваетесь и назовете по имени. Как обычно здороваются люди? Правильно, жмут друг другу руки. А вы с помощью рук попробуйте угадать, какая фигура здоровается с вами, и назовите её по имени.
ИГРА «ШАХМАТНАЯ ЭСТАФЕТА». (под музыку)
(Дети делятся на две команды. В другом конце зала находится напольная шахматная доска. Рядом с детьми, на стульчиках стоят большие шахматные фигуры. По сигналу «1,2,3-беги» дети поочередно, взяв только одну фигуру, подбегают к шахматной доске, ставят фигуру на свое поле и бегут обратно в свою команду. Передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, которая первая, выстроит свое войско на шахматной доске).
Ведущий: Участники приглашаются на награждение. В шеренгу стройся!
- Вот и подошел к концу наш шахматный турнир. Все вы храбро сражались за победу, все вы молодцы, но сегодня кому-то повезло больше, кому-то меньше. И я передаю слово Главному судье - …., для объявления результатов и вручения грамот всем участникам турнира.
Под торжественное музыкальное сопровождение награждаются все участники турнира.
Ведущий: Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их интеллектуального развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре.
Спасибо всем участникам за увлекательную игру, судьям за справедливые решения, а родителям и болельщикам за поддержку.
Дети под музыку уходят из зала.