Татьяна Никулина
Конспект занятия по познавательному развитию «Страна, в которой мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
«СТРАНА, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ»
Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу, детскому саду. Обогащать словарный запас детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Страна, в которой мы живем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Задачи: воспитывать уважение к государственным символам нашей страны, любовь к нашей Родине, городу, детскому саду, семье. Обобщить и систематизировать знания детей к России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн). Закрепить названия крупных российских городов и рек, знания детей о нашем городе, о нашей стране.
Оборудование: глобус, карта России; Государственный флаг, изображение герба Российской Федерации, герба города Моршанска; монеты разных государств, документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России,. Мультимедийный проектор, экран. Ленты, ложки, указка. Презентация.
Предварительная работа, которая проводилась в течение шести месяцев:
- занятие «Знакомство с глобусом»
- просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»
- показ диафильма «Русский народный костюм»
- экскурсия по улицам города
- посещение краеведческого музея
- беседы о государственной символике: гербе, флаге, гимне
- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине
- рассматривание фотографий городов и рек
- ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»
- рассматривание живописных произведений о Родине
- разучивание стихотворений и песен о Родине
- музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»
- беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.
В рамках подготовки к учебному занятию для детей были проведены мероприятия:
• 6 мая 2014 года посетили Краеведческий музей
• 11 мая в рамках акции «Сделай наш город краше» дети вместе с родителями сажали деревья и цветы на улицах города.
• 16 мая 2014 года проводили акцию «Помоги городу стать чище», родители и дети убирали мусор на берегу реки Цна
• 21 октября 2014 года на спортивном комплексе воспитанники детского сада участвовали в городском спортивном празднике, получили памятные подарки
• 25 ноября 2014 года для детей старшего дошкольного возраста проведено открытое учебное занятие «Виртуальная экскурсия «Страна, в которой мы живём», где присутствовали родители, сотрудники детского сада, представители телевидения.
Творческая работа:
- рисование Государственного флага
- коллективная аппликация «Родной город»
- составление атласа мира
Ход ЗАНЯТИЯ (30 минут)
Организационный момент: Дети входят в нарядно украшенный по данной теме зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского.
Воспитатель: (1 слайд, представление - показ слайда)
Дорогие ребята, сейчас мы отправимся на экскурсию. А будем мы путешествовать по нашей бескрайней России, по нашей с вами Родине, по нашему родному городу. Как вы думаете, а на чём можно путешествовать? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине и т. п.). Я предлагаю вам путешествие на поезде. Поезд уже нас ждет, занимаем места в вагоне по билетам, которые вы купили. Сколько стоил билет? – «ОДНА УЛЫБКА». (Дети садятся на стулья, составленные в виде поезда.)
Стихотворение: (Читает воспитатель)
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим - всем расскажем,
Как домой приедем.
Звучит аудиозапись «Голубой вагон»
Первая остановка: «Наш мир» (3 слайд, заставка)
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Мой родной, мой земной,
Мой кружащийся шар.
Воспитатель:
Дети, о чём я говорю?
Дети отвечают, что это наша Земля, наша планета. (4 слайд «Земной шар»)
Воспитатель:
Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна?
Ответы детей.
Воспитатель:
А кто знает, какая страна самая большая в мире?
Предложения детей.
Воспитатель:
Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрим, какую
огромную территорию она занимает. (5 слайд – РФ карта)
Воспитатель показывает границы Российской Федерации.
Стихотворение: 1 ребёнок
Как велика моя земля,
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Воспитатель предлагает детям рассказать о России.
Ребенок говорит: (6 слайд)
Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары… Каждый народ говорит на своём языке.
Воспитатель:
А кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение: 2 ребёнок
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
Воспитатель: (7, 8, 9, 10 слайды)
Назовите столицу нашей Родины.
Стихотворение. 3 ребёнок
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.
Воспитатель:
Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить». «Родина поучает – Родина выручает». «Кто за Родину горой, – тот истинный герой» и т. д.)
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и смотрите на неё, и скажите, чем богата наша страна?
Перед детьми карта и иллюстрации гор, рек, равнин России. Воспитатель с детьми соотносят иллюстрации с картой.
Воспитатель:
Найдите реки. Как их много! И какие они разные. У каждой своё название. Может быть, вы знаете какие-нибудь из них?
Ответы детей.
Воспитатель: (11 слайд)
Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…» – это о Волге. Люди ласково называют её «Волга – матушка».
Воспитатель показывает реку Волгу на карте.
Воспитатель:
Волга – мать русских рек. А что и на чём перевозят по рекам?
Ответы детей.
Воспитатель:
Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. (Показ на карте).
Волга – чудесная трасса для водных путешествий. Куда же несёт свои воды река? (Воспитатель определяет по карте). В Каспийское море.
Физкультминутка.
Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи сбегают в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.
Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом.
А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.
Воспитатель: (13, 14 слайды)
На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай). Показывает на карте. Едем дальше.
Звучит музыка «Паровоз», дети топают ногами, изображая стук колес.
Вторая остановка.
«Символы нашей страны – России» (15 слайд)
Воспитатель: (16, 17, 18 слайды)
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
Дети рассказывают о гербе и гимне нашей страны. (Используя знания, полученные предварительно).
Сегодня мы ещё познакомимся с гербом нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т. к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах.
В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством.
Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.
Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах).
Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации.
Воспитатель:
А теперь расскажите стихи о нашей Родине.
Дети читают стихи. (19 слайд)
1 ребё нок:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
2 ребё нок:
Каждая берёзка, кустик каждый
Задремавшие в снегу поля –
Всё напоминает мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
3 ребё нок:
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть мне об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Воспитатель:
Отправляемся дальше в путь.
Звучит музыка «Паровоз».
Третья остановка «Наш город» (20 слайд)
Дети хлопают в ладоши.
Воспитатель:
Ребята, а где мы с вами живём? Как называется наш город? (Дети отвечают).
Дети читают стихи о городе Моршанске (21 слайд)
1 ребё нок:
Мы в Моршанске родились,
И гордимся этим!
Нет красивей и родней
Города на свете.
Парки, дворики, сады,
Улочки прямые.
Все они для нас, детей,
Милые, родные.
Моршанск не подведём,
С трудностями справимся.
Город очень наш хорош,
И в нём жить нам нравится.
2 ребё нок:
Мой любимый город.
Я городу этот стишок подарю.
Ведь город родной я всем сердцем люблю.
Хотите узнать, почему
Сложила стишок я ему?
Ответ на вопрос мой очень простой:
Город Моршанск – мой город родной!
Воспитатель: (22 слайд)
Почему наш город так назван?
Ответы детей.
4 ребё нок:
А город – красавец,
У речки стоит.
Речка Цна
Куда-то спешит.
Солнца лучи
Освещают поля.
Пол ветром качаясь,
Стоят тополя.
5 ребё нок:
Город наш славный
Всеми любим,
Его защищали,
Себя не щадили.
И нам завещали,
Чтоб помнили мы,
Наш Моршанск – частица
Великой страны.
Воспитатель: Ребята, а какие названия улиц нашего города вы знаете? Какие достопримечательности есть у нас в городе?
Ответы детей.
Воспитатель: (23 слайд)
На гербе города изображён улей, пчелы, якоря,река.
Воспитатель: (24 слайд)
А что это за здание, которое изображено на слайде?
Дети рассказывают о краеведческом музее
Ответы детей и стихотворение. (25 слайд)
Воспитатель:
Ребята, расскажите об этом здании. Детская библиотека (26 слайд)
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
Воспитатель: (27 слайд)
Здания каких предприятий вы видите на слайде и что вы можете о них рассказать?
Ответы детей. КНИРТИ и КЗРТА – это одни из высокоразвитых в техническом и технологическом плане предприятия нашего города. Там работают наши родители, бабушки и дедушки.
Воспитатель: (28 слайд)
А для чего нам нужны почта, телеграф, телефон, интернет?
Здание узла связи на слайде. Для общения между людьми (устного, письменного, видео).
Воспитатель: (29 слайд)
А куда вы пойдете учиться после выпуска из детского сада?
Здание школы на слайде. Дети рассказывают стихотворение о школе.
7 ребё нок:
Льётся песенка на воле,
Далеко она слышна.
Всем ребятам место в школе
Приготовила страна.
Воспитатель: (30 слайд)
Куда мы обращаемся, когда заболеем?
На слайде здание больницы. Дети рассказывают стихотворение.
8 ребё нок:
Для чего нужна больница?
Чтобы людям там лечиться.
Если насморк или корь.
Вылечат любую хворь!
Следующий слайд стадион им. В. М. Боброва Стихотворение. (31-35 слайды)
9 ребё нок:
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься
Заниматься надо нам.
Воспитатель: (36 слайд)
А куда вас мама приводит каждое утро? В детский сад. Чем вы занимаетесь в детском саду? Ответы детей.
10 ребё нок:
Чтоб росли мы смелыми,
Добрыми, умелыми.
Знаем, все вы нас любите
И хорошему учите.
11 ребё нок:
Одеваться очень быстро,
Умываться очень чисто.
Книжки по слогам читать,
Всё, что видим, сосчитать,
Аккуратно, быстро есть,
Даже всё не перечесть.
Дети поют песню о родном городе.
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Припев (два раза)
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Припев (два раза)
Посмотри, как хорош,
Город тот, где ты живешь.
Воспитатель: (37-40 слайды)
Наше путешествие подходит к концу. Мы – русские люди, после работы любим петь, плясать. Давайте спляшем русский народный танец.
Русский танец с ложками
• Идут и стучат
(2 раздел) – Внутренний круг – стоит
Внешний - стучат
• Идут
(2 раза) – На колено, 2-ой обходит и стучит
• Идут
(2 раза) – «Кренделёк» идут и стучат шагом
• Идут
(2 раза) – По 2 раза у каждого уха стучат
Руки с ложками вверх.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ :
Воспитатель:
Что узнали и с чем мы познакомились в путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе. И я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной. И когда вырастите, может быть, прославите её своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будете врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия и город Моршанск будут гордиться вами, вашими делами и поступками!
Песня «Широка страна моя родная…» (41 – 48 слайды)
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
Воспитатель: А теперь вы можете продолжить игру самостоятельно, посмотреть альбомы, фотографии и рисунки о Великой Отечественной Войне. Поиграть в игру лото – Гербы городов России.
Дети рисуют флаг и герб города Моршанска. (На заранее подготовленных листах.)