Елена Беляева
Конкурсные материалы участника VIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Верность профессии»
Описание
1. Почему Вы выбрали эту профессию?
К. Д. Ушинский сказал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас".
На мой выбор профессии повлияла моя первая учительница Соловцева Тамара Владимировна. Подражая ей, я играла с детьми младшего возраста в сюжетно- ролевую игру «Школа» : записывала задания в тетради, ставила оценки. И в третьем классе я уже не сомневалась, что стану учительницей.
Публикация «Конкурсные материалы участника VIII Всероссийского конкурса „Воспитатели России“ в номинации „Верность профессии“» размещена в разделах
Однако жизнь распорядилась так, что после окончания педагогического института, меня направили на работу в детский сад. Работа в детском саду затянула на столько, что я поняла – здесь мое место, здесь я смогу реализовать все мои умения, знания, увлечения. Я – счастливый человек, потому что люблю свою работу!
2. Что Вы считаете своим высшим достижение в работе с детьми?
Мне доверено «сеять разумное, доброе, вечное» в маленькие души наших детей.
Самое главное для меня стать ребенку другом, человеком, рядом с которым ребенок чувствовал бы себя защищенным, и ему было бы по-домашнему спокойно и уютно. А для этого нужно понять, прочувствовать каждого ребёнка. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне.
Кроме этого, для меня очень значимо передать детям частичку своих знаний, научить детей любить окружающий их мир.
Другим своим достижением я считаю умение проанализировать свою деятельность, сделать определенные выводы, спланировать дальнейшую работу.
А еще я радуюсь и горжусь тем, что мои бывшие воспитанники («мои дети») меня помнят, приходят ко мне на работу, рассказывают о своих успехах и неудачах.
3. Ваши основные принципы работы с детьми?
Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность, безупречная образованность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, сопровождающего ребёнка в его ранние годы, приобретает особую значимость. К. Гельвеций: «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Мои принципы работы с детьми:
- прежде всего нужно любить детей, быть к ним внимательной, терпеливой, наблюдательной;
- уважительное отношение к каждому ребенку, не допускающее унижения и авторитарного давления на него;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка в различных видах деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- воспитание на основе ценностей общества, приобщение детей к нормам, культуре, традициям семьи, нашей страны;
- требовательность при максимальном уважении к личности ребенку;
- не читать морали, а действовать, т. е. вовлекать детей в различные виды деятельности;
- сотрудничество с семьей и со специалистами;
- стремление к самосовершенствованию, приобретению всё новых знаний и умений, обогащению своей деятельности через приобщение к сокровищнице педагогической мудрости и мастерства.
3. Почему Вы решили участвовать в Конкурсе?
Участие в любом конкурсе помогает проверить свои силы, раскрыть секреты своего мастерства, профессионально развивает.
Участие в данном Конкурсе поможет мне сравнить свои достижения с результатами коллег. Для меня это - очередная ступенька к самосовершенствованию, умению продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего мастерства.
4. Основные особенности воспитательно- образовательного процесса, использование инновационных методик.
«В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить для этого возможность».
Д. Лессинг
Воспитательно- образовательный процесс я выстраиваю на основе сочетания основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы и парциальной программы «Цветные ладошки» (Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Автор Лыкова И. А., обеспечивающих развитие детей по основным ведущим линиям развития (физическое, социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое).
При планировании своей работы я учитываю основные принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, учитываю контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.
Построение воспитательно - образовательного процесса осуществляется на основе комплексно-тематического принципа с учетом интеграции образовательных областей.
В целях обогащения образовательной среды, создания оптимальных условий для индивидуализации и гуманизации воспитательно- образовательного процесса помимо выше перечисленных программ:
- для создания условий для развития творческой активности детей, инициативы, воображения, развивать мышление и творческое воображение детей, развития речевой активности детей применяю элементы ТРИЗ – технологии;
- для развития общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, для формирования готовности детей к совместной деятельности со сверстниками использую игры социоигровой технологии;
- для развития познавательного интереса детей, наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности, развития воображения, креативности мышления использую элементы технологии интеллектуально- творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича.
Сочетание выше перечисленных программ и элементов технологий позволяет максимально решить задачу разностороннего развития детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, интересов и склонностей, реализовать требования государственных стандартов к дошкольному образованию.
5. Как Вы представляете идеальную образовательную организацию в будущем?
Сухомлинский В. А. говорил, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Еще для детей идеальная образовательная организация будущего это:
- место, куда хотят приходить все дети, потому что их здесь любят, уважают, ценят, понимают, потому что им здесь интересно, комфортно.
Для родителей идеальная образовательная организация будущего это:
- место, где они могут найти помощь в решении многих проблем;
- место, где они вместе с детьми могут заниматься в кружках, секциях по интересам.
Для воспитателей идеальная образовательная организация будущего это:
- место, куда они, высокопрофессионально подготовленные, пришли по зову сердца; где им тоже, как и детям, интересно, комфортно.
С технической точки зрения идеальная образовательная организация будущего это:
- безопасная организация, имеющая все необходимое для укрепления здоровья детей (бассейн, тренажеры, спортивные секции и т. д.); с отлично оснащенной материально- технической базой.
Мой подход к работе с детьми
Самое главное в нашей профессии – это не только любовь к детям, но и забота об их здоровье. В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому для укрепления здоровья детей использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, динамическую гимнастику после сна, пальчиковая гимнастика, босохождение по шипованным дорожкам, физкультурные досуги.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО.
В основе ФГОС ДО лежит деятельностная парадигма образования. Ребенок как личность развивается в деятельности. Поэтому я строю такое взаимодействие с детьми, при котором новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности, узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач.
При проведении образовательной деятельности я учитываю индивидуальные особенности детей, сначала стараюсь выявить содержание опыта и знаний детей, а затем в ходе совместной поисковой деятельности расширять, структурировать и обобщать объем новых знаний.
В своей работе я стараюсь расширять спектр применяемых педагогических технологий, использовать инновационную и экспериментальную деятельность.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, умения быстро и продуктивно включаться в незнакомые виды деятельности, действовать в нестандартной ситуации, творческого подхода к решению проблем. Поэтому для создания благоприятных условий для развития способностей, инициативы, воображения, гибкости мышления, творческой активности, поисковой активности детей использую элементы ТРИЗ – технологии. Элементы ТРИЗ – технологии включаю как в НОД, так и в совместную и самостоятельную деятельность детей
Согласно ФГОС ДО нам необходимо создать такие условия развития детей, которые открывали бы возможности для их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества и со взрослыми, и со сверстниками. По словам В. М. Букатова (педагога- психолога, доктора педагогических наук, члена Академии педагогических и социальных наук, «делать условия обучения дошкольников более человеческими и более соответствующими особенностям их психики помогают не столько инновации (которые для воспитателей частенько являются «котом в мешке», сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы». И такими способами могут стать социо – игровые технологии».
Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст, а в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах. Играя в игры данной технологии, дети учатся договариваться между собой, учитывать интересы других, следовать социальным нормам и правилам поведения в разных видах деятельности.
Создавая развивающую предметно- пространственную среду в группе, я стараюсь сделать её информативно богатой, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, обеспечивающей возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Сейчас я увлеклась новой технологией «Говорящие стены» и начала внедрять ее в свою практику. Данная технология позволяет необычным образом изменить РППС группы, превратить стены в своеобразный живой экран, перевести образовательное пространство из горизонтали в вертикаль.
Во ФГОС ДО заложен принцип реализации Основной образовательной программы в формах, специфических для детского возраста, прежде всего в форме игры. А. С. Макаренко подчеркивал, что «игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Именно через игру в дошкольном возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития полноценной личности. Стараюсь подобрать такие игры, которые способствовали бы развитию у детей морально- волевых качеств, внимания, памяти, воображения, коммуникабельности; способствовали бы успешной адаптации детей к детскому саду, решению поставленных задач на занятиях, в режимных моментах.
В общении с детьми придерживаюсь позиции равноправного партнёра.
Успех моей деятельности во многом зависит от тесного сотрудничества с родителями. По словам В. А. Сухомлинского, «только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
Постоянно общаясь с родителями моих воспитанников, я имею возможность более глубоко и всесторонне изучить каждого ребенка. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность веду по четырем направлениям: рекламное, диагностическое, педагогическое просвещение родителей, совместная деятельность коллектива учреждения и родителей. Для общения с родителями использую и социальную сеть - группу «Вконтакте». Родители всегда в курсе, что происходит в нашей группе, какие мероприятия, праздники и выставки проходят, мы обмениваемся фото- и видеоматериалами.
С накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами по работе, постоянно участвую в различных конкурсах разного уровня, имею свою страницу на международном портале MAAM.RU.
На этом я не буду останавливаться, а буду обогащать, пополнять свой педагогический багаж, для того чтобы ярче и насыщеннее становилась жизнь моих воспитанников.
Настоящее детство – это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Моя задача заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути.