Елена Комбарова
Конкурс сценарно-методических разработок по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Конкурс сценарно-методических разработок
по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Номинация: Сценарий праздника, развлечения, досуга с детьми
Тамбов
2020
В рамках проекта «Речевой досуг как творческий итог совместной читательской деятельности взрослых и детей по поэтическим произведениям З. Александровой»
Публикация «Конкурс сценарно-методических разработок по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цикл мероприятий по теме: Маленькие защитники
(приурочено Дню защитников Отечества)
Цель: формирование нравственных основ личности дошкольника (таких как стремление заботиться об окружающих, желание прийти на помощь, бескорыстие, отзывчивость и т. д.) через приобщение к поэтическим произведениям З. Александровой.
Задачи:
Образовательные: обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, связной и диалогической речи.
Развивающие: развитие у детей умения слушать, эмоционального отклика на поэтические произведения, слуховой и зрительной памяти; мелкой моторики.
Воспитательные : воспитание таких нравственных качеств, как стремление заботиться об окружающих, желание прийти на помощь, бескорыстие, отзывчивость, уважения ко всем членам семьи.
День первый «Продуктивное чтение стихотворения
З. Александровой «Золотые руки»
Оборудование и материалы: фотография моего дедушки, заготовки для открыток.
Ход мероприятия:
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Ребята, есть такая фраза «золотые руки». Как вы думаете, что она означает? (ответы детей)
- Ваши предположения интересны (верны - не верны). А хотели бы вы узнать, что же означает эта фраза? (Давайте проверим, правильно ли предположил)
- Для этого предлагаю почитать одно стихотворение З. Александровой
Чтение стихотворения.
Золотые руки
Золотые руки у парнишки,
Что живет в квартире номер пять.
К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять.
Золотые руки все в мозолях,
В ссадинах и в пятнах от чернил –
Глобус он вчера подклеил в школе,
Радио соседке починил.
Нам спираль переменил на плитке,
Подновил дырявое ведро…
У него гремят в карманах слитки –
Олово, свинец и серебро.
Ходики собрать и смазать маслом
Маленького мастера зовут.
Если электричество погасло,
Золотые руки тут как тут.
Мать руками этими гордится.
Хоть всего парнишке десять лет,
Пробку сменит он – и загорится
В комнатах живой и яркий свет.
Не успев прочесть об этом в книжке,
До всего дошел он наугад.
«Золотые руки у парнишки!» —
Про него соседи говорят.
- О чем это стихотворение? Кто главный герой? Что делал мальчик? Почему про него говорили, что у него «золотые руки»? Так что же означает эта фраза? (ответы детей)
- А про вас можно сказать, что у вас «золотые руки»? А что нужно делать или не делать, чтобы про вас можно было так сказать?
- Как бы вы назвали это стихотворение? (ответы детей)
- А З. Александрова назвала его «золотые руки».
- Предлагаю еще раз прочитать это стихотворение и запомнить, что же нужно делать, чтобы вами люди искренне восхищались.
Повторное чтение стихотворения.
- В вашем окружении есть ли такие мастеровитые люди? Кого из свои родных, вы можете назвать «человеком-золотые руки»? (высказывания детей)
- А вот у меня с «золотыми руками» дедушка (показать фотографию). Он очень многое умеет делать. И всегда помогает людям, если они к нему обращаются. А у такого человека не только «руки золотые», но и «сердце золотое». Я хотела бы ему сделать что-нибудь приятное и поблагодарить его за все. Как я это могу сделать? (ответы детей)
- Какой у нас с вами скоро будет праздник? (23 февраля – День защитников Отечества)
- К этому дню я хочу подарить дедушке открытку, сделанную своими руками. Готовы присоединиться ко мне и сделать открытки для своих пап, дедушек братьев?
В конце начинаем делать открытку. (в нашей открытки картинки для каждого прочитанного по теме стихотворения – мы должны раскрасить первую «Золотые руки»)
День второй «Продуктивное чтение стихотворения
З. Александровой «Старший брат»
Оборудование и материалы: заготовки для открыток.
Ход мероприятия:
Воспитатель собирает детей возле себя.
- У вас есть братья и сестры? Они старше или младше вас? Что они делают? Что вы делаете? А хотелось бы вам быть старшим или иметь старшего брата? Почему? Трудно ли быть старшим? А кем быть лучше старшим или младшим? Трудно ли быть старшим? (ответы детей)
- Я сегодня хочу прочитать вам еще одно стихотворение З. Александровой.
Чтение стихотворение.
Старший брат
День начинается с чудес:
На голом месте вырос лес.
Пришли ребята в детский сад,
Глядя – на пустыре.
Березки тонкие стоят
В серебряной коре.
Кленовый золотой листок
На звёздочку похож,
Вот сосенка – зелёный ёж,
А вот крепыш дубок.
Здесь был вчера ещё пустырь,
Росла крапива здесь…
Ребята, что за богатырь
Принёс нам этот лес?
Не богатырь – Серёжин брат,
Серёжин старший брат
Привёл сюда своих ребят,
Весь пионеротряд.
Отряд провёл свой первый сбор.
Он, не жалея сил,
Для младших братьев и сестёр
Пустырь озеленил.
Окрепнут клёны и дубы,
Встречая птиц весной,
Потом начнут расти грибы
В тени, в тиши лесной,
И земляника в летний день
Проглянет между трав.
И здесь найдут ребята тень,
Уже большими став…
- Итак, о чем это стихотворение? Что же сделал «старший брат» и для кого? Для чего он сделал это? (ответы детей)
- А что бы сделали вы для своего младшего брата или сестренки? (ответы детей)
- Как вы думаете, как автор назвал это стихотворение? Как бы вы его назвали? (варианты детей)
- Это стихотворение называется «Старший брат», давайте, прочитаем его еще раз и порадуемся за ребят.
Повторное чтение стихотворения.
В конце продолжаем делать открытку (раскрашиваем еще одну картинку «Старший брат»).
День третий «Продуктивное чтение стихотворения
З. Александровой «Сережа моет калоши»
Оборудование и материалы: заготовки для открыток.
Ход мероприятия:
Воспитатель собирает детей возле себя.
-Ребята, как-то я уже у вас это узнавала, но хочу спросить вас снова. Скажите, пожалуйста, а вы маленькие или большие? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей)
- А что значит быть большим? Что должны делать большие? А вы это делаете? (ответы детей)
- Сегодня я прочитаю еще одно стихотворение З. Александровой, а вы внимательно послушайте его и ответьте на мои вопросы.
Чтение стихотворения.
Серёжа моет калоши
На детских калошах
Весенняя грязь.
Сережа в прихожей
Стоит наклоняясь.
Он ищет калоши свои
В темноте…
Вот это мои,
А Володины те.
Помою их тоже,
Чтоб Вовке не мыть.
Пусть в чистых калошах
Он будет ходить.
Должны мы друг дружке
Всегда помогать.
Не может Танюшка
До крана достать.
А я вот достану,
Я вырос давно.
Помою под краном
И ей заодно…
Осталась у шкафа
Лишь пара одна.
Наташа могла бы
Их вымыть сама…
Наташа хорошая,
Так уж и быть, -
Еще две калоши
Нетрудно помыть.
- Итак, о чем это стихотворение? Кто главный герой? Что делал Сережа? Как вы думаете, почему он это делал? А вы поступаете как Сережа? Как можно назвать этого мальчика? Какой он? Автору нравится Сережа? А вам? (ответы детей)
- Чем можно еще помочь близким? (ответы детей)
- Как вы думаете, как автор назвал это стихотворение? (варианты детей)
- Это стихотворение называется «Сережа моет калоши», давайте, прочитаем его еще раз и поучимся у Сережи.
Повторное чтение стихотворения.
В конце продолжаем делать открытку (раскрашиваем третью картинку «Сережа моет калоши»).
День четвертый «Продуктивное чтение стихотворения
З. Александровой «Храбрая Таня»
Оборудование и материалы: заготовки для открыток.
Ход мероприятия:
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Ребята, а вы смотрели когда-нибудь кино? Что это такое? Какое кино вы смотрели? Как вы себя чувствовали, когда его смотрели: вам было смешно, грустно, страшно? Что вы хотели сделать, после просмотра фильма? (ответы детей)
- Сегодня я хочу прочитать вам еще одно стихотворение З. Александровой, а как оно называется, вы скажите мне в конце.
Чтение стихотворения.
Храбрая таня
Занавешено окно,
Начинается кино.
Вот на белой простыне,
Маленьком экране,
Мчится всадник на коне,
Мчится прямо к Тане.
Сам отъехал Танин стул,
И поджались ноги…
Хорошо, что конь свернул
По другой дороге.
Черный пес несется вслед,
На волчка похожий…
Зрителям немного лет,
Таня всех моложе.
Таня первый раз в кино.
Говорили: «Рано!»
На нее уже давно
Пес глядит с экрана.
Хорошо, что удалось
Сесть поближе к маме, —
Очень страшный этот пес
С длинными зубами.
Он увидел под кустом
Серого зайчонка,
Замахал большим хвостом
И залаял звонко.
Схватит зайчика — и съест!
Вот сейчас достанет…
И тогда в дремучий лес,
Злому псу наперерез,
Побежала Таня.
Кулачком собаку бьёт
На экране смятом
И картину не дает
Досмотреть ребятам.
Зажигает мама свет,
Чтобы кончить драку.
Говорит: — Собаки нет,
Выгнали собаку!
Ты храбрее всех ребят,
Молодец, Татьяна! —
Так пускай не говорят,
Что в кино ей рано.
- Итак, о чем это стихотворение? Как вы думаете, Таня большая или маленькая? Почему мама сказала, что она «храбрее всех»? (ответы детей)
- Как бы вы назвали это стихотворение? (варианты детей)
- Это стихотворение называется «Храбрая Таня», давайте, прочитаем его еще раз и поучимся у Тани.
Повторное чтение стихотворения.
В конце заканчиваем делать открытку (докрашиваем все до конца, вставляем листок с самими стихотворениями, подписываем).
День пятый «Речевой досуг по итогам
чтения стихотворений З. Александровой по теме
«Маленькие защитники»
Оборудование и материалы: презентация с изображениями мужчин (пап, военных, мужчин других профессий, 5 ребусов-загадок, кубики, клубочки, овощи-фрукты, корзина, пенал с ручками и карандашами, записка, перепутанные детали конструктора, кукла с одеждой, 5 картинок с «проблемно-нравственным содержанием», картинки «Что сначала - что потом», песня «Папа».
Ход мероприятия:
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Какой скоро будет праздник? (23 февраля – День защитников Отечества)
- Кого поздравляют в этот праздник и почему? (ответы детей, показать презентацию)
- А какими должны быть защитники нашего отечества? (ответы детей)
- Ребята я предлагаю доказать, что мы тоже с вами защитники. Для этого предлагаю пройти испытания! Проявим лучшие качества защитников: быть умелым «на все руки», быть заботливым, дружным, храбрым, сильным!
Дети делятся на 5 команд.
Испытание 1 «Золотые руки»
Золотые руки у парнишки,
Что живет в квартире номер пять.
К мастеру приходят понаслышке
Сделать ключ, кофейник запаять…
- Откуда эти строчки? Как называется стихотворение? О чем оно? Кто главный герой? (ответы детей) Какой мальчик? (нужно подвести детей к ответу «мастер», «отзывчивый», «помогает всем кто к нему обращается»)
- А вы знаете, к нам тоже обратились за помощью. Кто и за какой помощью, вы ответите сами. (дети получают кубики и листочки, проговаривают, кому и какую помощь они должны оказать, приступают к работе, затем правильность выполнения проверяется совместно)
Испытание 2 «Храбрая Таня»
- Как называется следующее стихотворение? (зачитываются строчки, дети отвечают на вопрос)
Занавешено окно,
Начинается кино.
Вот на белой простыне,
Маленьком экране,
Мчится всадник на коне,
Мчится прямо к Тане…
- Кто главный герой? Что случилось с Таней? Почему мама назвала ее «храброй»? (ответы детей) Где была Таня? (нужно подвести к ответу «в кино») Что такое кино? (ответы детей)
- Фильм (кино) состоит из отдельных кадров (фотографий, которые нам очень быстро показывают. Вот и мы сейчас с вами попробуем создать сой небольшой фильм.
Дидактическая игра «Что было сначала - что потом»
Дети должны правильно разместить
картинки, а затем обсудить поведение
девочек, как правильно
нужно поступать в такой ситуации.
Испытание 3 «Старший брат»
День начинается с чудес:
На голом месте вырос лес
…
Ребята, что за богатырь
Принёс нам этот лес?
.
Он, не жалея сил,
Для младших братьев и сестёр
Пустырь озеленил…
- Как называется стихотворение, строчки из которого, я прочитала? Кто главный герой? Что он сделал? Он это сделал один? Как вы думаете, почему он это сделал? (ответы детей)
- Как называют таких людей? (нужно подвести детей к ответу «заботливый»)
- О ком можно заботиться, только ли о младших братьях и сестрах? (ответы детей, нужно подвести детей к ответу, что заботиться можно о других членах семьи)
- Как можно позаботиться о своих близких? (ответы детей, нужно подвести их к ответу «помочь чем-либо»)
- У меня как раз для вас есть поручения от мамы, папы, бабушки, старшего брата, младшей сестры. (дети получают задания)
Поручение от мамы – сходить в магазин и купить продукты по списку.
Поручение от папы – разобрать перепутанные детали.
Поручение от бабушки – распутать клубки.
Поручение о старшего брата – помочь собрать пенал в школу.
Просьба от младшей сестры – собрать ее на прогулку.
В конце проверяется правильность выполнения поручений.
Испытание 4 «Сережа моет калоши»
На детских калошах
Весенняя грязь.
Сережа в прихожей
Стоит наклоняясь.
…
Должны мы друг дружке
Всегда помогать…
- Как называется стихотворение, строчки из которого, я прочитала? Кто главный герой? Что он сделал? Почему? (ответы детей)
- У меня для вас есть картинки. Я хочу, чтобы вы внимательно рассмотрели их и сказали о чем они. (дети работают в минигруппах, затем один из группы отвечает на вопросы)
План-анализ картинок:
1. Что в данный момент происходит (какие эмоции вы видите, что чувствуете сами?
2. Что могло быть «до»?
3. Что можно сделать?
4. Что может случиться потом (как поступит этот персонаж, как поступили бы вы?
- Я думаю, что вы достойно прошли все испытания и доказали, что можете быть умелыми, заботливыми, любящими, внимательными - настоящими защитника, помощниками для своих пап. Напомните мне, какой подарок мы приготовили папам? (открытки). А как еще можно поздравить их? (подвести к ответу «станцевать»)
- Давайте порепетируем танец для пап. (далее флешмоб под песню «Папа»