Зоя Ткач
Конфликт: понятие, пути решения. Занятие по программе «Психокоррекция» в 9 классе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ» В 9 КЛАССЕ
СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: ТКАЧ З. С.
Тема урока Конфликт: понятие, пути решения
Тип урока Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности
Цель урока
Уточнение понятия «конфликт», осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов. Обучающиеся сформулируют понятие конфликта; продемонстрируют алгоритм действий в конфликтной ситуации с использованием эффективных приемов разрешения конфликтов (компромисс, сотрудничество).
Задачи урока:
- мотивировать обучающихся на работу;
- актуализировать знания обучающихся о конфликтах;
- стимулировать к пониманию важности умения эффективно решать конфликтные ситуации;
- организация работы в парах по моделированию конфликтных ситуаций и способов действий в них;
- обеспечить способ конкретизации путей решения конфликтных ситуаций;
- предложить составить алгоритм действий в конфликтных ситуациях эффективным способом (компромисс и сотрудничество);
- рефлексия занятия.
Предметные умения
- Знать понятие конфликт, его возможные причины и способы разрешения;
- Уметь распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций.
Формы и методы обучения Ресурсы
Форма – парная, групповая;
Методы – наглядные, словесные, практические
Видеофрагмент с конфликтной ситуацией;
Кейсы с ситуациями;
Карточки с наименованием стратегий;
Фланелеграф;
Материалы для написания алгоритма;
Личностные ресурсы: познавательная активность учащихся, положительный эмоциональный фон группы в целом и каждого учащегося в отдельности.
Этапы Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Демонстрация видеофрагмента из кинофильма, где демонстрируется ситуация конфликта.
Уточняет, что наблюдали дети; какие эмоции по их мнению испытывали герои; предложить детям выбрать варианты альтернативного поведения героев в данной ситуации. Просмотр видеофрагмента.
Вербализируют эмоциональное состояние героев.
Называют альтернативные способы поведения героев
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Предлагает назвать ассоциации к понятиям «конфликт», «конфликтная ситуация» и записать каждому в свою тетрадь Называют ассоциации к понятиям «конфликт», «конфликтная ситуация» и записывают.
3. Постановка цели урока.
Предлагает каждому сформулировать понятие конфликта, исходя из названных ассоциаций, и записать их.
Предлагает озвучить написанные определения.
Представляет общепринятое определение конфликта и предлагает сравнить данное определение с определениями каждого участника: выявить общие характеристики. Формулируют свое понятие конфликта.
Озвучивают написанные определения.
Знакомятся с общепринятым понятием конфликта.
Сравнивают свое понятие с общепринятым.
Выделяют общие характеристики обоих определений.
4. Приобретение учащимися новых знаний и способов.
Организует работу в парах.
Предоставляет кейсы учащимся, содержащие описание конфликтной ситуации и некоторые особенности поведения каждого участника конфликта.
Предлагает смоделировать описанные ситуации.
Уточняет особенности поведения, которые могла наблюдать все участники группы у каждой пары. Делятся на пары;
Получают кейсы;
Моделируют ситуации с разными способами поведения.
Выявляют особенности поведения всех участников группы.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Крепит карточки с названиями каждой стратегии на фланелеграфе.
Предлагает соотнести названия стратегий поведения в конфликтной ситуации (компромисс, сотрудничество, соперничество, избегание, приспособление) с продемонстрированными в кейсах ситуациями. А также аргументировать свой выбор.
Предлагает объединиться в две группы: эффективные и неэффективные способы. Соотносят способы решения конфликтных ситуаций с продемонстрированными в кейсах
Выявляют основные характеристики каждой стратегии поведения (аргументация)
Классифицируют названные стратегии на эффективные и неэффективные
6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует работу в группах.
Предлагает каждой группе создать алгоритм поведения в конфликте с названной эффективной стратегией.
Организует презентацию составленного алгоритма каждой группой. Делятся на две группы.
Создают алгоритм поведения в конфликте с названной эффективной стратегией.
Презентуют выработанные группами алгоритмы.
7. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности.
Предлагает ответить на вопросы:
- Что вы сегодня делали?
- Оцените от 1 до 10 эффективность написанного вами алгоритма и приведи хотя бы один аргумент в защиту своей оценки.
- Какие чувства вы испытывали по ходу занятия? Отвечают на вопросы и строят суждения относительно эффективности своей работы и своего эмоционального состояния.