Ирина Чуписова
Концептуальное изложение «Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность, каприз природы. Однако дети гениями не рождаются, их талант развивается максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создают благоприятные условия и дают прекрасное образование. И наоборот, если новорожденный воспитывался в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Яркий пример – история "волчьих девочек" Амалы и Камилы, найденных в 1920 годах в пещере к югу-западу от Калькутты (Индия)
Публикация «Концептуальное изложение „Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста“ (часть I)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому нам, взрослым, следует знать:
• во-первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80% мозга взрослого потенциала.
• Во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало.
• В-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.
• В-четвертых, детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
И поэтому важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей раннего возраста изобразительная деятельность может стать одним из самых больших удовольствий для ребенка. Научно доказано, что изобразительная деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное настроение, обеспечивая эмоционально-положительное состояние. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует развивать детское воображение и этим самым развивать интерес ребенка к творчеству. Именно по этому данную тему я считаю актуальной.
Проблема изобразительной деятельности детей раннего возраста нашла отражение в работах В. И. Волынкина, А. В. Запорожца, И. А. Лыковой и др. Методика и условия формирования изобразительной деятельности детей представлена в трудах Т. Г. Казаковой, Е. А. Дубровской, Т. С. Комаровой и др. В работах перечисленных авторов отражены теоретические основы, данные о некоторых закономерностях изобразительной деятельности развития детей раннего возраста, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Объект исследования - изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- Анализ программ обучения и воспитания в детском саду по разделу «Художественное творчество»;
- Разработать и апробировать методику развития изобразительной деятельности для детей раннего возраста;
- определить уровень развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в МАДОУ «Детский сад № 21»;
- проанализировать эффективность экспериментальной работы. Апробация работы: Часть разрабатываемой методики (нетрадиционные формы рисования детей раннего возраста) обобщила на «Менделеевской ассамблее – 2014».
В начале учебного года была проведена диагностика по образовательной области программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы художественное творчество: - 43% детей показали средний уровень развития изобразительной деятельности, 57% - низкий, 0% - высокий. Данное исследование проводилось мной в 2013 – 2014 учебном году в группе детей раннего возраста (2-ой год жизни).
Исходя из диагностических данных, я составила план работы по данной проблеме, который предполагал решение следующих задач:
- Создание предметно-пространственная среды для развития у детей изобразительной деятельности.
- Осуществление личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе предметной деятельности.
- Привлечение родителей к созданию условий для развития изобразительной деятельности.
Чтобы увести детей от стереотипного мышления в изобразительной деятельности были поставлены следующие задачи:
- разбудить фантазию, воображение ребенка;
-научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками.
При знакомстве с разными программами наибольший интерес для меня представляет программа И. А. Лыковой «Цветные ладошки», т. к. раскрывает основные задачи и базисное содержание образовательной области «Художественное творчество» во взаимодействии педагога с детьми раннего возраста и их родителями. Основываясь на данную программу, я использую в своей работы разные приемы и технологии:
1. Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач):
-задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребенок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;
-игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет;
-игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо.
2. Стоит отметить, что неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, так как она по своей сути наиболее близка ребенку. При непосредственной организованной деятельности по рисованию используются сказки: «Сказка об осени», «Об облаках», «О маленькой кляксе», «О том, как Зима с Весной поспорили», «Еж и мышонок», «Новогодняя история», «Про жар-птицу». Они расширяют представления ребенка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Рисунки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении.
3. Способ рисования руками широко используется в зарубежной практике. В отечественной методике иногда рекомендуется использовать рисование пальцами «пальцеграфия», с помощью ладоней рук («Цветные ладошки»). Но это можно рассматривать лишь как один из приемов, так как ребенку уже с раннего возраста необходимо дать культуру владения инструментами, художественными материалами, кистью, карандашом, глиной. Все это происходит в процессе непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей. Предварительно я обращаю внимание на развитие у детей художественного восприятия картинок, иллюстраций, народных игрушек. С этой целью использую книжки-игрушки, в которых художественный образ передан наиболее доступными малышу средствами: крупно изображен главный персонаж, и отсутствуют многочисленные детали, отвлекающие его внимание. Процесс восприятия картинок, иллюстраций проходит живо, эмоционально. При этом я использую потешки, стихи, песенки.
Постепенно от рассматривания готовых изображений подвожу детей к самостоятельному рисованию. Стараюсь провести занятие с небольшой подгруппой малышей (2-3 ребенка). В основном малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый. Например, я рисую домик, а дети цветными карандашами проводят линии-дорожки или рисуют лучи от солнышка, или штрихами передают капельки дождя. Процесс совместного рисования сопровождается рассказом воспитателя. Дети учатся не только преднамеренно действовать карандашом, кистью с краской в определенных местах листа, но и сами постепенно включаются в рисунок-рассказ. И хотя с воспитателем рисуют 2-3 ребенка, остальные с немалым интересом наблюдают, как получается то, или иное изображение, потом сами пытаются нарисовать то, что увидели.