Светлана Гончарова
Из опыта работы об использовании здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10%. 60% составляют дети с отклонениями в физическом развитии. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики.
Публикация «Из опыта работы об использовании здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
В своей работе я использую разработанную в МБДОУ программу «Мозаика здоровья. Цель программы: профилактическая и оздоровительная работа с детьми в дошкольном учреждении, через здоровьесберегающие технологии. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы:
- Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы,
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
– Обеспечить диагностику состояния и развития детей с учетом мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм человека.
Так же я использую элементы из программы О. Н. Арсеневской «Система оздоровительной работы в детском саду». Подбираю такие игровые ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Используя программу О. Н. Арсеневской, образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Для зрительной гимнастики в группе изготовила офтальмотренажер по сказке «Репка». Предлагаю детям глазками найти знакомые персонажи сказки (вверх, вниз, вправо, влево). При работе офтальмотренажером в группе решаю следующие коррекционно-развивающие задачи:
У детей развиваются глазодвигательные навыки при перемещении глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.).
Развивается периферическое зрение, расширяется боковой обзор: способность видеть то, что ребят окружает.
Развивается зрительное сходство и различие размера, форме и цвете предметов.
И самое главное: снимается зрительное напряжение, укрепляется и сохраняется зрение детей.
Такую гимнастику провожу с детьми несколько раз в день.
После сна провожу пробуждающую игровую гимнастику («Мы проснулись, потянулись», «Веселые ручки, резвые ножки», «Вот как солнышко встает», «Спал цветок и вдруг проснулся»).
Закаливающие процедуры: «Ходьба босиком по ребристой дорожке», «Умывание прохладной водой», «Ходьба босиком по массажному коврику», «Полоскание полости рта водой комнатной температуры».
Во время проведения НОД и в режимных моментах провожу пальчиковые игры «Сел на ветку снегирек», «У нас босые ножки», «Вышли мыши», «Дождик, дождик веселей», «Улитка, улитка».
Обязательно во время проведения НОД провожу физкультминутки: «Мишка ходит», «Птички летают», «Ветер качает деревья». Так же провожу дыхательную гимнастику: «Подуем на султанчик», «Остудим кукле чай», «Надуем шарик».
Прогулки в холодное время провожу на прогулочной веранде, где много двигательных игрушек: батут, качели, горки, велосипеды, машины, сухой бассейн.
В свободное время и на физкультурных занятиях использую дорожки со следками, массажные мячики, игры с фитболами, различные тренажеры.
В родительский уголок мною помещены информационные статьи о пользе дыхательной гимнастики и подборка специальных игр и упражнений для домашнего использования.
При постоянном использовании здоровьесберегающих технологий в учебную и повседневную деятельность я пришла к выводу, что систематическое использование дыхательной, зрительной гимнастики, пальчиковых и логоритмических игр положительно сказывается на укреплении здоровья детей, их хорошем эмоциональном состоянии. С удовольствием буду применять здоровьесберегающие технологии в дальнейшей работе с детьми.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.
Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.
В своей практике использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательные упражнения;
2. Музыкотерапия;
3. Физкультминутки, динамические паузы;
4. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.
Схема применений здоровьесберегающих технологий в режимные моменты:
1. Утренняя гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика (во время организованной деятельности - 3 мин)
3. Физкультминутки (7 мин)
4. Дыхательные упражнения (3 мин)
5. Фонопедические упражнения, самомассаж, игры-гимнастики для глаз (2 мин)
6. Музыкотерапия (3мин)
7. Закаливающие процедуры (5-8 мин)
План работы по здоровому образу жизни
№ Формы работы Название Время проведения
1 Доклад на «Обзор октябрь
педсовете предлагаемых методик
здоровьесберегающей
педагогической системы
в ДОУ»
2 «Физкультминутки Каждый день
для детей»
3 Беседа «Физиологически Ноябрь
для родителей правильное
рациональное
дыхание»
4 Занятие «Откуда октябрь
в 1 младшей берутся
группе болезни»
5 Папка «Игры-забавы, сентябрь
передвижка Игры-упражнения»
6 Рекомендации «Организация январь
воспитателям работы по формированию
навыков Здорового
образа жизни»
7 «Организация февраль
развивающей
среды в группе»
8 Слайды «Пальчиковые март
гимнастики»
9 Спортивные апрель
игры
Воспитатель Гончарова С. А.
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 1» п. Палатка Романова Е. Н.