Аноним
Концепция воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Публикация «Концепция воспитателя» размещена в разделах
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ.
Таким образом из всего сказанного логично следует цель опытно – экспериментальной работы: воспитание творческой личности.
В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента;
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
3 Развитие сенсорных механизмов, которыми ребенок познает и будет дальше познавать мир;
4. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий;
5. Развитие самостоятельности – как основной, базовой характеристики взрослеющей личности.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Одна из концептуальных задач, решаемых ДОУ – своевременное и максимальное использование дошкольного детства, как чрезвычайно сензитивного периода для формирования основ творческой личности, большая роль в решении этой задачи отводится время на совместную и самостоятельную опытно – экспериментальную деятельность.
Воспитание творческой личности в процессе опытно – экспериментальной деятельности возможно при наличии в ДОУ необходимых
условий:
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.
5. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
7. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
НОВИЗНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ:
• Формирование новой позиции равенства игры и экспериментирования, их ведущем характере и не заменимой роли в личности развития дошкольника;
• Возможность эффективной интеграции воспитательно-образовательных задач и различных видах детской деятельности.
ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ:
• развитие познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему?»
• формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;
• развитие доказательной речи дошкольников;
• приобщение детей к исследовательской деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открываться для его творческой деятельности.
Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
I этап (начальный):
• изучение научно-методической литературы по данной теме,
• разрабатывание системы работы:
1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.
2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.
6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.
Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность имеет немаловажное значение в развитии детской.
II этап (основной)
За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как во время совместной образовательной, так и в свободной самостоятельной деятельности.
А речевое экспериментирование? В чем его суть? Прежде всего, в создании такой атмосферы в группе, когда детям хочется общаться: между собой и с педагогом. Познавая на речевых занятиях грамматические правила, «конструируя» слова из букв, дети реагируют на комбинаторность речи – по-разному сочетая слова, рассказать можно что угодно из того, что знаешь. Об одном и том же можно сказать по-разному – коротко, конкретно и более полно, используя речевые «детали», от которых рассказ становится интересен для окружающих, увлекательным и запоминающимся.
III этап (заключительный)
В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.
Исследование состояло из 3 этапов:
1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;
2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;
3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности, по новому взглянуть на проблему творческого экспериментирования, применить интегративный подход, обеспечив тем самым новое качество образовательной деятельности в современном детском саду.