Елена Ошуркова
Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций.
«…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».
С. Л. Рубинштейн
Публикация «Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Поэтому организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций как никогда актуальна в наше время и является одной из ведущих инновационных направлений в деятельности современного воспитателя.
Использовать экспериментирование можно не только в структуре образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности. Дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познавать и приобретать знания.
Он стремится разрешить все противоречия путём бесконечных вопросов, путём маленьких самостоятельных поисков. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. Смоделированная ситуация – это система специально сконструированных условий, помогающая ребенку понять себя, осознать свои особенности и научить действовать в той или иной обстановке. Экспериментирование понимается нами как особый способ освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Практика моей работы показывает, что организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у детей имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др.) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение. Согласно исследованиям Н. Н. Поддьякова, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь. Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
С помощью организации простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций ребенок лучше познает и открывает окружающий мир. Мы создаем обстановку, в которой ребенок всё может делать самостоятельно. Метод детского экспериментирования не труден,он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его не сложно. Для этого мы используем схемы, карточки, модели. Особенностью данного метода заключается в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода экспериментирования и моделирования ситуаций : на первом этапе я ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку. Используется предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей. На втором этапе я ставлю проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На третьем этапе постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.
Во время всей работы с детьми поддерживается адекватный эмоциональный фон.
Организуя самостоятельную экспериментальную деятельность детей, становлюсь реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаюсь в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев — насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента : решения задачи или ситуации. Организация развивающей среды для экспериментирования должна быть эффективна для воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Для этого у нас в детском саду имеются лаборатория
Используя моделирование я формирую математические понятия у дошкольников (например отрабатывается состав числа, нахождения части от целого, пространственное отношение) развиваем память (чтение и разучивание стихотворений по схемам, внимание, речь, мышление (с помощью схем и моделей, кроме того, учимся абстрагироваться, классифицировать, анализировать, синтезировать.
Таким образом, широко внедряя метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и моделирования мы можем выйти на многоуровневый эксперимент :
физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Мы стремимся дать детям возможность реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.