Приложение МААМ

Концепция «Современный урок биологии»

Таисия Швыденко
Концепция «Современный урок биологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Воронежская область Павловский район МКОУ Данильская ООШ

Концепция «Современный урок биологии – умение и желание учиться, работа в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной

самоорганизации»

Учителя биологии : Швыденко Таисии Ивановны

Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.

Н. Рерих

Публикация «Концепция „Современный урок биологии“» размещена в разделах

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Поэтому моя тема по самообразованию на 2013-2015 год – «Формирование УУД на уроках биологии».

Основной целью моей педагогической деятельности на данном этапе считаю способствовать развитию личности ученика через овладение им универсальными учебными действиями, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- изучение концепции развития универсальных учебных действий разработанной группой авторов: Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова;

- подбор учебно-методического комплекта, реализующего формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

- использование на уроках биологии в 6-9 классах заданий формирующих УУД: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, составление схем - опор, работа с таблицами, взаимоконтроль, работа в группах, составь задание партнёру;

- повышение качества образования обученности биологии без ущерба для состояния здоровья;

- создание воспитательного пространства, предметной среды направленной на формирование у учащихся привычки быть здоровым.

На протяжении трёх последних лет с 2010 по 2012 г. работала над изучением и внедрением в педагогическую деятельность «Метода проектов». Участвовала в работе методического объединения учителей-предметников на базе МОУ Воронцовской СОШ. В октябре 2012 г. по завершению работы над методом проекта и его применением в учебно-воспитательной деятельности мною были проведены открытые уроки и предметная неделя по биологии. Под моим руководством в 2012 г. был реализован школьный социальный проект «Секреты красоты», который занял 1 место в районном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежской области – Гражданин России».

Чтобы идти в ногу со временем необходимо знать современные требования к уроку. Что такое урокУрок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание, средства, методы и организация».

«Урок – основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)» (Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Таким образом, основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности, чему (содержание) и как (технологии)необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное,личностное и познавательное развитие учащихся,обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”,обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Термин “универсальные учебные действия” (УУД) :

• в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

• в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Главная задача как педагога на сегодняшний день – овладение передовыми методами и технологиями обучения, внедрение их в жизнь.

На данном этапе применяю приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий,первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

• найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке. ;

• уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

• поставь вопросы к данному абзацу;

• составь суждение по тексту параграфа. ;

• выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

• расскажи по опорным словам (разверни информацию);

• заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы. ;

• создай таблицу (сверни информацию) по. ;

• составь план изучения темы. (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

• составь набор понятий темы. ;

• составь предложения по теме., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;

• зашифруй понятия темы. в символы, систему или последовательность символов;

• составь разные предложения с одним и тем же понятием.

Важной задачей учителя является работа,направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами,параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками,отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы,требует от учащихся активизации внимания, воли,памяти, мышления.

Для формирования и развития умения“свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

• Запишите тему, выделите ключевые слова.

• Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

• Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

• Приведите примеры.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

• “найди отличия”;

• “на что похоже?”;

• поиск лишнего;

• “лабиринты”;

• “логические цепочки”;

• хитроумные решения;

• составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;

• работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)

• составление и распознавание диаграмм;

• работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Формирование познавательных УУД на разных этапах урок :

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?

Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?

Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.

• Что же это за существа?

• Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

• Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

• Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

• Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?

• Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?

• Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию,полученную из различных источников.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары -название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер.

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста,определение основной и второстепенной информации.

Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определё нные условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры,нестерильные условия.

Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?

Анимация “Спорообразование у бактерий”

Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание.

Задание:закончите предложения, используя текст параграфа.

1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что.

2. Бактерии, имеющие округлую форму называются.

3. Клетки, в которых отсутствует ядро.

4. Бактерии размножаются путем.

5. Бациллами называют бактерии, у которых.

6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических.

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) сапротрофы

Г) паразиты

Д) цианобактерии

Е) аэробы

Ж) анаэробы

З) прокариоты

И) эукариоты

К) фотосинтез

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ,нанося им вред

10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

УУД: структурируют знания. Анализируют объект,выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1)А вы знаете, что сегодня на уроке я.

2) Больше всего мне понравилось.

3) Самым интересным сегодня на уроке было.

4) Самым сложным для меня сегодня было.

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял.

7) Сегодня я научился.

8) Сегодня я задумался.

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий;контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

При проведении лабораторных и практических работ, если это возможно, делю класс на микрогруппы или пары, которые получают задания в форме соревнования, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности, стремление к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими.

Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенного с учётом своих индивидуальных возможностей.

Таким образом: овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Выставляю оценки по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности, творческому подходу. Это позволяет донести до сознания учеников, что удовлетворение может проносить не только положительный результат, но и та работа, которую он выполнял для достижения этого результата.

Высокий уровень обученности нельзя достигнуть без хорошего физического и психического здоровья учащихся. Комфортное пребывание в школе, формирует устойчивые адаптивные механизмы по отношению к негативным проявлениям образовательной деятельности. Коррекция отклонений в состоянии здоровья осуществляется мною через формирование у учащихся потребности в самосовершенствовании здоровья и внедрения здорового образа жизни. По данной теме мною разработан профильный элективный курс для учащихся 9 класса «Валеология». Данный курс позволяет актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать образ жизни и полагать свои возможности с точки зрения влияния факторов среды на здоровье организма; выработать навыки оценки функционального состояния своего организма; обеспечить профессиональную ориентацию.

Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет овладения теоретическими и практическими навыками формирования УУД на уроках биологии, внедрения стандартов второго поколения. Приоритетная моя творческая задача – создание образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.

Список литературы:

1. А. Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010

2. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006

3. Н. Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

4. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

5. Г. И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010

6. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

7. III педагогический марафон “Новой школе –новое качество” часть 4 ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя,Петропавловск-Камчатский, П-К, 2012 г – 82 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Публикации по теме:

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.

Детский сад в гостях у школьников на неделе биологииДетский сад в гостях у школьников на неделе биологии Хорошо,что у нас детский садик находится при школе,это очень удобно при работе с детьми. На базе нашей школы проходила неделя биологии.

Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4 Лепка – «Улиточная семейка» 3+ На нашем уроке по лепки – «Улиточная семейка» Вы научитесь: 1. Рисовать по цветному фону. 2. Лепить объёмные.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Дополнения к уроку биологии (естествознания) «Пресмыкающиеся» Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными представляют собой следующий этап приспособления позвоночных животных к жизни на суше. Это первые.

Урок биологии в 5 классе «Плесневые грибы и дрожжи» по программе Пасечника В. В. Урок биологии в 5 классе по теме: «Плесневые грибы и дрожжи» (Программа Пасечника В. В.) Подготовила: Торак Елена Александровна, учитель.

Видео-урок «Как нарисовать Лес. Поэтапный урок живописи»Видео-урок «Как нарисовать Лес. Поэтапный урок живописи» Живопись акварельными красками "Пальто для леса" с детьми 5 «С любовью к нежной, беззащитной перед человеческой деятельностью природой.

Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.

Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи» Как нарисовать сирень красками (поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками "Сирень" с детьми 3+ Данный материал адресован.

Видео-урок «Тортик для Лунтика. Поэтапный урок рисования» Как сделать Тортик для Лунтика (поэтапный урок эксперимент [ Эксперимент – «Тортик для Лунтика и его друзей» 3+Данный материал адресован.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концепция «Современный урок биологии»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 09:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концепция «Современный урок биологии»» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Швыденко (УИ 1172597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД