Таисия Швыденко
Концепция «Современный урок биологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Воронежская область Павловский район МКОУ Данильская ООШ
Концепция «Современный урок биологии – умение и желание учиться, работа в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной
самоорганизации»
Учителя биологии : Швыденко Таисии Ивановны
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Н. Рерих
Публикация «Концепция „Современный урок биологии“» размещена в разделах
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Поэтому моя тема по самообразованию на 2013-2015 год – «Формирование УУД на уроках биологии».
Основной целью моей педагогической деятельности на данном этапе считаю способствовать развитию личности ученика через овладение им универсальными учебными действиями, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение концепции развития универсальных учебных действий разработанной группой авторов: Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова;
- подбор учебно-методического комплекта, реализующего формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
- использование на уроках биологии в 6-9 классах заданий формирующих УУД: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, составление схем - опор, работа с таблицами, взаимоконтроль, работа в группах, составь задание партнёру;
- повышение качества образования обученности биологии без ущерба для состояния здоровья;
- создание воспитательного пространства, предметной среды направленной на формирование у учащихся привычки быть здоровым.
На протяжении трёх последних лет с 2010 по 2012 г. работала над изучением и внедрением в педагогическую деятельность «Метода проектов». Участвовала в работе методического объединения учителей-предметников на базе МОУ Воронцовской СОШ. В октябре 2012 г. по завершению работы над методом проекта и его применением в учебно-воспитательной деятельности мною были проведены открытые уроки и предметная неделя по биологии. Под моим руководством в 2012 г. был реализован школьный социальный проект «Секреты красоты», который занял 1 место в районном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежской области – Гражданин России».
Чтобы идти в ногу со временем необходимо знать современные требования к уроку. Что такое урок?«Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание, средства, методы и организация».
«Урок – основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)» (Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Таким образом, основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности, чему (содержание) и как (технологии)необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное,личностное и познавательное развитие учащихся,обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.
В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”,обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Термин “универсальные учебные действия” (УУД) :
• в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
• в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Главная задача как педагога на сегодняшний день – овладение передовыми методами и технологиями обучения, внедрение их в жизнь.
На данном этапе применяю приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.
В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий,первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.
Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
• найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке. ;
• уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
• поставь вопросы к данному абзацу;
• составь суждение по тексту параграфа. ;
• выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
• расскажи по опорным словам (разверни информацию);
• заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы. ;
• создай таблицу (сверни информацию) по. ;
• составь план изучения темы. (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
• составь набор понятий темы. ;
• составь предложения по теме., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
• зашифруй понятия темы. в символы, систему или последовательность символов;
• составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Важной задачей учителя является работа,направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами,параграфами, разделами.
Работа с таблицами, графиками,отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы,требует от учащихся активизации внимания, воли,памяти, мышления.
Для формирования и развития умения“свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:
• Запишите тему, выделите ключевые слова.
• Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
• Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
• Приведите примеры.
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
• “найди отличия”;
• “на что похоже?”;
• поиск лишнего;
• “лабиринты”;
• “логические цепочки”;
• хитроумные решения;
• составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
• работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
• составление и распознавание диаграмм;
• работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Формирование познавательных УУД на разных этапах урок :
1. Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка цели
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.
• Что же это за существа?
• Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
• Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
• Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
• Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?
• Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
• Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию,полученную из различных источников.
На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары -название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).
Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер.
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста,определение основной и второстепенной информации.
Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях
В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определё нные условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры,нестерильные условия.
Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
Анимация “Спорообразование у бактерий”
Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.
УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.
4. Контролирующее задание.
Задание:закончите предложения, используя текст параграфа.
1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что.
2. Бактерии, имеющие округлую форму называются.
3. Клетки, в которых отсутствует ядро.
4. Бактерии размножаются путем.
5. Бациллами называют бактерии, у которых.
6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических.
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) сапротрофы
Г) паразиты
Д) цианобактерии
Е) аэробы
Ж) анаэробы
З) прокариоты
И) эукариоты
К) фотосинтез
1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород
3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ
5) Бактерии, способные к фотосинтезу
6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.
7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества
8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.
9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ,нанося им вред
10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.
УУД: структурируют знания. Анализируют объект,выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1)А вы знаете, что сегодня на уроке я.
2) Больше всего мне понравилось.
3) Самым интересным сегодня на уроке было.
4) Самым сложным для меня сегодня было.
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял.
7) Сегодня я научился.
8) Сегодня я задумался.
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий;контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
При проведении лабораторных и практических работ, если это возможно, делю класс на микрогруппы или пары, которые получают задания в форме соревнования, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности, стремление к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими.
Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенного с учётом своих индивидуальных возможностей.
Таким образом: овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Выставляю оценки по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности, творческому подходу. Это позволяет донести до сознания учеников, что удовлетворение может проносить не только положительный результат, но и та работа, которую он выполнял для достижения этого результата.
Высокий уровень обученности нельзя достигнуть без хорошего физического и психического здоровья учащихся. Комфортное пребывание в школе, формирует устойчивые адаптивные механизмы по отношению к негативным проявлениям образовательной деятельности. Коррекция отклонений в состоянии здоровья осуществляется мною через формирование у учащихся потребности в самосовершенствовании здоровья и внедрения здорового образа жизни. По данной теме мною разработан профильный элективный курс для учащихся 9 класса «Валеология». Данный курс позволяет актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать образ жизни и полагать свои возможности с точки зрения влияния факторов среды на здоровье организма; выработать навыки оценки функционального состояния своего организма; обеспечить профессиональную ориентацию.
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет овладения теоретическими и практическими навыками формирования УУД на уроках биологии, внедрения стандартов второго поколения. Приоритетная моя творческая задача – создание образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
Список литературы:
1. А. Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
2. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
3. Н. Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
4. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
5. Г. И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010
6. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
7. III педагогический марафон “Новой школе –новое качество” часть 4 ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя,Петропавловск-Камчатский, П-К, 2012 г – 82 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.