Папки-передвижки

Концепция развития на основе регионального казачьего компонента

Елена Масс
Концепция развития на основе регионального казачьего компонента
▼ Скачать + Заказать документы

Концепция развития

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад «Теремок»

на основе регионального казачьего компонента

г. Цимлянск

2024 г.

Пояснительная записка

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм

– уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре

и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России»

В. В. Путин

Темочки:

Концепцию по развитию казачества в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении д/с «Теремок» г. Цимлянска мы старались выстроить на том,что на сегодняшний день проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной.

А что же такое патриотизм?

Проведя анкетирование среди родителей воспитанников большинство

ответило, что патриотизм это –привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям, любовь к Родине, любовь к своей культурной среде, родной земле на которой родился и живет человек.

В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению зада ч духовно-нравственного воспитания.

Духовно- нравственные чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают

к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа.

Важность процесса патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015гг.» Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного духовно- нравственного воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Такое воспитание должно носить характер системного целенаправленного воздействия.

Приобщение детей дошкольного возраста к истории родного края, истории возможно только через знакомство с историческими событиями, выдающимися людьми, фото видео.

Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости не уступающей ни одной из последующих ступеней образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего самоценностью и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики;

Сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие и готовность к обучению в школе.

При решении комплексных проблем дошкольного образования в условиях поликультурного

Региона необходимо сочетание национально- региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов. Это соответствует положению о развитии и сохранении культурной идентичности ребенка в условиях цивилизационных изменений современного общества, и будет способствовать развитию детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности содержания образования.

Содержание современного образования требует воспитани я интеллектуально, физически, морально и духовно подготовленной к жизни личности, усвоившей

уроки патриотизма и верности Отечеству.

Именно такую подготовку дают образовательные учреждения, которые взял и в

качестве образовательного компонента региональный компонент.

В Ростовской области неуклонно растёт интерес к казачьему образованию, позволяющему сохранять и умножать исторически сложившиеся ценности Донской культуры, развивать богатое историческое наследие, традиции и обряды Донских казаков.

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на государственную политику Ростовской области в сфере образования, которая опирается на историко-культурные традиции донского казачества.

Реализация концепции нашим дошкольным учреждением осуществляется в тесном взаимодействии с деятельностью администрацией Цимлянского района, Управления образования города Цимлянска, которая направлена на патриотическое, духовно-нравственное воспитание

Подрастающего поколения, опирающееся на культурно-национальные особенности и духовно- нравственные традиции донского казачества.

В статье 77 Устава Ростовской области говорится: «Донское казачество- исторически сложившаяся общность в составе многонационального населения Ростовской области, имеющая самобытные традиции, культуру».

Правовую основу настоящей Концепции составляют следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Стратегия развития российского казачества до 2020года и последующий период (утв. Президентом РФ от15сентября2012г. №Пр-2789).

Концепция патриотического воспитания молодёжи в Ростовской области на период до 2020 года, утвержденная, постановлением Правительства Ростовской области от 02 марта2015 года N134.

Анализ осуществления образовательного процесса в ДОУ показал, что педагоги понимают всю важность работы по возрождению духовности и патриотизма, начал нравственного сознания воспитанников на основе культурно-исторических региональных традиций Донского края. Но, однако, существуют некоторые затруднения в ее реализации.

Это связано с недостатком знаний по данной проблеме, с затруднениями вот боресодержания, с отсутствием у педагогов целостного видения картины информационного поля формирования нравственного сознания дошкольников с учетом национально-регионального содержания.

Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, педагогический коллек тив МБДОУ детского сада «Теремок» г. Цимлянска определил проблему: создание воспитательно-образовательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели–воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину, родной край.

Целью нашей концепции является : воспитании гуманной, духовно- нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, на основе регионального компонента.

Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотовсвоего Отечества.

Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач: Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, Донской земле, где он родился, на основе приобщения к Родной природе, культуре и традициям Донского казачества. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае.

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами художественно-эстетического воспитания: музыкальная деятельность, изодеятельность, художественно-поэтическое слово.

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества.

Концепция развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Цимлянска д/с «Теремок» основывается на ключевых моментах следующих концепций :

Концепция дошкольного воспитания.

Напервый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Педагогическая концепция целостного развития ребенка- дошкольника как субъекта детской деятельности.

Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Воспитание человека формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития Р оссии.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождениия России, как великой державы.

Воспитательно-образовательная

Система МБДОУ детского сада «Теремок»» включает в себя интеграцию всех видов деятельности и взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. Целенаправленному развитию личности в воспитательной системе МБДОУ способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов в воспитании, которые являются основой в организации всей жизнедеятельности дошкольников:

принцип природосообразности - принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных исоциальныхпроцессов,согласовыватьсясобщимивопросамиразвитиячеловекаи природы;

принцип культуросообразности- воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;

принцип сотрудничества- взаимодействие педагогов и детей в продвижении к определенным целям; системно-структурный подход- означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса–от цели до конечного результата;

комплексный подход-включает объединение усилий в сех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;

организационно-деятельностный подход – предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый ребенок проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;

личностно-ориентированный подход- признание ребенка высшей ценностью воспитания, егоактивным субъектом;

ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка

Вывод: воспитательно-образовательная система МБДОУ направлена на развитие личности каждого ребё нка и включение его в различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно- исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, из образительную, музыкальную и двигательную.

Согласно целям и задачам концепции, а также исходя из интересов и потребностей детей, нравственно-патриотическая воспитательная система детского сада представлена тремя составляющими:

Образовательная деятельность.

Образовательная деятельность, согласно Концепции, должна быть представлена циклом занятий познавательного, художественно- эстетического и физкультурно- оздоровительного направлений, объединенных единым и тематическим и блок ами:

Разновозрастная группа (дети4-7лет) :

1 блок «Казаки и казачата»

2 блок «Краски и литература Тихого Дона»

3 блок «Архитектура моего дома»

4 блок «Природа родного края»

5 блок «Народные праздники и традиции Донского края».

Помимо непосредственно-образовательной деятельности необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам родного города и целевых прогулок

Досуговая деятельность.

Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совме стно-досуговой деятельности воспитателя с детьми и родителями,

т. к. воспитание чувств-процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности предлагается использование дидактических, народных и казачьих игр, игр-театрализаций, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, развлечения, другие массовые мероприятия. Особое место отводится проведению досуговых мероприятий, ставших традиционными. Это создаёт в детском саду подъём творческой активности и усиливает воспитательное воздействие.

Взаимодействие с социумом.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса– педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ, так как семейные традиции, взаимоотношения в семье– начальное звено процесса воспитания.

Механизм реализации концепции.

1 Этап (2024г. –2024г.) Организационно–аналитический.

2 Этап (2024г. -2025г.) Внедренческий.

3 Этап (2025-2026г.) Аналитическо-информационный.

I. Этап (2024г. –2024г.) Организационно–аналитический.

Цель: Создание условий, обеспечивающих реализацию концепции.

Содержание:

Разработка и утверждение положений, приказов, необходимых для организации деятельности в МБДОУ;

Изучение эффективного управленческого опыта в рамках проблемы концепции;

Изучение научно-методической литературы в рамках поставленной проблемы;

Разработка программы, напрвленной на воспитание чувства патриотизма и начал гражданственности–любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и Донского казачества (флагу, гербу, гимну);

Конструирование модели взаимодействия участников концепции и определение направления их деятельности.

Разработка программы семинара-практикума для педагогов:

изучить нормативно- правовую базу, имеющиеся теоретические разработки и практический опыт по данной проблеме в других территориях, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический персонал с основными направлениями деятельности.

Проведение анкетирования родителей с целью выяснения их отношения к духовно-нравственному воспитанию и образованию дошкольников на основе регионального казачьего компонента;

Разработка и утверждение документации, регламентирующей деятельность педагогов;

Выявление значимых показателей, которые будут положены в систему оценки успешности данной концепции;

Подбор и разработка диагностического инструментария (анкеты, карты наблюдения, анализа деятельности, методики выявления предпочтения привлекательному виду деятельности, дидактические игры ипр.);

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

Повышение профессиональной компетентности педагогов;

Составление отчетов по итогам реализации I этапа концепции.

В результате решения поставленных задач предполагается: изучить имеющиеся теоретические разработки и практический опыт поданной проблеме, разработать диагностический инструментарий, позволяющий объективно выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический персонал с основными направлениями деятельности.

II. Этап (2024г. -2025г.) Внедренческий.

Цель: Осуществление управленческой работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

Содержание:

Разработка программы, направленной на развитие ДОУ на основе регионального казачьего компонента;

Встречи с представителями учреждений социума, заключение договоров (родители, школа, библиотека);

Создание материально- технических условий, необходимых для реализации концепции (обновление методического обеспечения, создание предметно-развивающей среды, удовлетворяющей требованиям модели;

Создание макета казачьего быта и реализация мини-проекта «Казачий уголок»;

Проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм работы с педагогами и родителями;

Корректировка программ, планов в зависимости от результатов промежуточного мониторинга;

Семинар-практикум для педагогов: «Совершенствование условий для духовно-нравственного воспитания через приобщение детей к истории и культуре Донского края»;

Организация творческих посиделок, совместных праздников с родителями;

Проведение конкурса уголков казачества в группах.

Промежуточная диагностика воспитания и развития у детей

III. Этап (2025-2026г.) Аналитическо-информационный.

Цель:

1. Подведение итогов по реализации концепции развития ДОУ на основе регионального казачьего компонента.

2. Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.

Содержание:

Мониторинг деятельности ДОУ по реализации концепции, формулировка выводов и постановка задач наследующие этапы;

Оформление аналитической справки по данной теме;

Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Изопыта работы») на педагогическом совете.

Обобщение и распространение передового педагогического опыта на сайте ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации Концепции.

Реализация настоящей Концепции будет способствовать:

Созданию нормативно-правового обеспечения образования в ДОУ на основе регионального казачьего компонента;

улучшению качественного состава и повышению квалификации педагогических кадров; развитию материально-технической базы ДОУ повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей, формированию здорового образа жизни;

созданию оптимальной модели социального партнерства

ДОУ и общее развитие духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре.

Список используемой литературы:

1. Астапенко Г. Быт, обычаи. Обряды и праздники донских казаков - 2002г.

2. Калайтанова Г. Н., Кончаловская Н. В., Баландина Л. А., Бех Л. В, Баукова Н. Н. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества» методическое пособие : в 2-х ч. - 2010г.

3. Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.

4. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005

5. Муравьева О. Ю., Агуреева Т. И., Мирошничеко Л. В., Сборник материалов из опыта работы ДОУ «Дошкольникам о родном казачьем крае» - 2012г.

6. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.

7. Цветкова Г. Ю. Программа «Донской подсолнушек»- 2012г.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2 Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Она гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы.

Занятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонентаЗанятие по речевому развитию во второй младшей группе «Звуки музыкальных инструментов» с использованием казачьего компонента Цель: знакомство детей с музыкальными инструментами используемыми донскими казаками. Задачи: - развитие речи детей, обогащение словарного.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концепция развития на основе регионального казачьего компонента
Опубликовано: 14 августа 2024 в 22:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концепция развития на основе регионального казачьего компонента» (включая файлы) размещена пользователем Елена Масс (УИ 1506601) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД