Папки-передвижки

Коммуникативный тренинг для подростков «Мы умеем общаться»

Анна Иотко
Коммуникативный тренинг для подростков «Мы умеем общаться»

Коммуникативный тренинг для подростков «Мы умеем общаться»

Педагог-психолог МДОАУ ЦРР - д/с № 14

Цель: формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать и сплочение коллектива.

Задачи:

Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;

Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

Формирование адекватной оценки себя и других;

Активизация процесса познания себя и окружающих;

Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.

Здравствуйте. Сегодня мы собрались на тренинг, который будет посвящен общению, развитию коммуникативных способностей.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Вспомним фильм «Изгой». Герой Тома Хэнкса, Чак Ноланд, попадает на необитаемый остров. В фильме показано все безумие одиночества и стремление его преодолеть. Единственным другом для него становится волейбольный мяч. Он что-то ему рассказывает, советуется, открывает душу и даже ссорится… Скорее всего, именно это общение позволило выжить главному герою на острове.

Общение – это обмен сведениями с помощью слов или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми, и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми.

Начнем нашу встречу с разминки. Наверняка вы уже поздоровались друг с другом - обычным способом – вербально. Я предлагаю вам поздороваться необычным способом.

Игра-разминка «Друг к дружке»

Сейчас мы сделаем разминку, сыграем в игру, во время которой все нужно делать очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями вам нужно будет очень быстро поздороваться друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны будете поменять партнера.

- Левая рука к левой руке!

- Нос к носу!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ухо к уху!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Лоб ко лбу!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Локоть к локтю!

- Затылок к затылку!

- Ладонь к ладони!

- Все. Спасибо. Садитесь!

Пришло время нам познакомиться. Поможет нам в этом игра «Что возьмёшь на пикник?»

Давайте представим ситуацию, что вся наша компания собирается в лес на пикник, и каждый должен взять с собой один какой-либо предмет или продукт. Название предмета должно рифмоваться с его именем. Например: «Я Ирина, я возьму малину». Прошу вас назвать своё имя и свой предмет. Затем следующий участник называет имена предыдущих участников и предметы, которые они назвали, и лишь потом называет своё имя и свой предмет и так далее по кругу.

Лучше узнать друг друга нам поможет следующая игра

Упражнение «Кто родился в мае…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения, нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Группа рассаживается по кругу. Участникам объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Кто родился в мае, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

- у кого карие глаза – трижды подмигните;

– тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

– кто родился зимой, пусть обнимет своего соседа слева;

– кто любит кошек, трижды промяукайте;

– кто пьет чай без сахара, загляните себе под стул;

– у кого в ушах серьги, пробегите по кругу;

– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;

– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;

– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

Вернемся к теме нашего тренинга. Каждому из нас важно быть приятным в общении. Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Предлагаю вам тест, который предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении.

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?.

Я прочитаю вам байку «Страшный сон». Попытаемся определить мораль сей байки.

Байка «Страшный сон»

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»»

Мораль: Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Об одном и том же можно сказать разными словами. Предлагаю вам упражнение «Мысль одна, а слов много»»

Цель: Формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Выполнение.

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Залогом успешного общения, взаимодействия является умение внимательно слушать собеседника. Предлагаем вам поиграть в игру.

Игра «Гном»

Цель: показать необходимость внимательно слушать собеседника. Ведущий: Объясняю правила игры. Группа делится на две команды. Каждая группа получает свой листочек с неким стишком. Сначала шепотом потренируйтесь его хором произносить с правильными ударениями. Я подойду и покажу правильную интонацию в каждой группе. Затем я прочитаю короткий стишок, и, как только я попрошу гнома назвать свое имя, каждая группа должна хором читать свой стишок как можно громче и постараться перекричать другую команду.

Затем ведущий читает свой текст и команды начинают кричать.

Вводный стишок тренера:

На маленькой полянке

Стоит зеленый дом,

А в доме том зеленом

Живет веселый гном.

Гном-гном, как тебя зовут?

Стих для группы № 1:

Вася! У меня рубашка в клетку!

Я пришел к тебе из леса,

Чтобы получить конфетку!

Стих для группы № 2:

Петя! У меня штаны в горошек!

Я пришел к тебе из сказки!

Рассказать, что я хороший!

Вопросы для обсуждения игры:

• Услышали ли вы, как зовут гнома-соседа?

• Что вы услышали?

• Почему было трудно слушать?

Выводы:

Когда мы стремимся высказаться, мы не слышим своего собеседника и не воспринимаем информацию от него. Когда нас переполняют эмоции, мы тоже никого не слышим. Чтобы услышать другого, надо замолчать самому.

В общении важно слушать и слышать своего собеседника.

Упражнение «Хоровая декламация»

Цель: развитие умения слушать и слышать.

Выполнение:

Один из участников выходит из комнаты. После этого оставшиеся выбирают известное стихотворение и распределяют между собой слова первых двух строчек. Например: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик». Слова распределяются по одному, по часовой стрелке. Если слов не хватает на всех, начинают сначала.

После этого вышедший возвращается и по сигналу ведущего все одно-временно говорят каждый свое слово. Вернувшийся должен понять, какую строчку цитировали.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Выяснить как искусно мы умеем пользоваться языком нашего тела нам поможет упражнение «Расскажи сказку»

Цель: умение излагать, принимать и передавать информацию.

Выполнение:

Участники делятся на две команды. Каждой группе предлагается показать сюжет сказки, используя только невербальные средства общения (мимика, жесты, при этом нельзя произносить ни единого слова. Первая группа показывает, 1 участнику из второй показывают сказку. Он внимательно смотрит и передает содержание сказки следующему члену своей группы при помощи мимики и жестов. Последний участник группы, которому изобразили сказку, говорит ее название. Затем подгруппы меняются. (Сказка «Волк и семеро козлят» и «Три поросенка»)

Анализ упражнения:

Насколько сложно или было работать в команде?

Сложно ли было продолжить заданную ситуацию?

Что мешало и становилось барьером понимания?

Задание «Образное видение слова»

Мимикой и пантомимикой передать смысл

Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:

• библиотекаря;

• учителя;

• капитана теплохода;

• тракториста;

• милиционера;

• регулировщика движения;

• маляра;

• плотника;

• почтальона;

• сапожника;

• птичника;

• повара;

• доярки;

Виды спорта.

Показать отдельные сценки, можно парами:

-Гребля

- Теннис

-Хоккей

-Бокс

- Фехтование

- Шахматы

- Фигурное катание

- Плаванье

«Тяжелая атлетика (подъем штанги)

-Футбол

Упражнение “Кто Я?”

Участники группы стоят по кругу. У ведущего в руках карточки, на которых написаны названия; предметов, состояний, любые понятия, например, сон, веселье, ночь, весна, фараон, бухгалтерия, организм и т. п. «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из нас, допустим Светлане, и сделаю это так, чтобы она не видела, что на ней написано. Мы все сможем прочитать написанное слово, но при этом ничего не будем говорить Светлане. Ее задача — узнать, что написано на карточке. Для выполнения этой задачи она может называть любого из нас, по своему выбору, и тот, кого она назовет, постарается, пользуясь только невербальными средствами, „сообщить" Светлане, что написано на карточке».

Предлагаю каждой команде написать на листах правила успешного общения (внимательно слушай, соблюдай границы, обращайся к человеку по имени, улыбайся, расширяй свой кругозор, не переусердствуй с эрудицией, говори комплименты, будь позитивным, прояви интерес ко взглядам собеседника)

Для успешного общения необходимо соблюдения правила – смотри на собеседника. Пообщаемся взглядами. Предлагаю следующую игру.

Упражнение «Взгляд-на счёт»

Первый участник начинает счёт: «Один», далее на кого он посмотрит, тот участник говорит: «Два». И так далее с помощью обмена взглядом счёт продолжается до 10 и обратно.

Эстафета в парах

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Участники делятся на пары и им связываются руки. Свободными руками:

1 пара несет до стола карандаш, зажав его указательными пальцами

2 пара бежит до стола и рисует дом и дерево

3 пара добегает до стола и вырезает солнце

4 пара наклеивает солнце

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Предлагаю вам следующее упражнение «Робот» на развитие навыков внимательного отношения к собеседнику.

Цель. Развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивания структуры фразы, а также навыки эмпатического понимания собеседника.

Выполнение:

Создается игровое поле — обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» — с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» — беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты. «Робот» лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора». Через две-три минуты «Робот» и «Оператор» меняются ролями.

Анализ упражнения:

Что помогало пониманию команд, а что мешало и становилось барьером понимания?

Наш тренинг подошел к своему завершению. Предлагаю каждому из вас смастерить подарок одному из участников противоположной команды.

Задание «Подарки»

Из подручных материалов каждый игрок команды мастерит подарок одному из игроков противоположной команды.

Рефлексия «Цветное настроение»

Перед участниками лежат сердечки разного цвета.

Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.

Характеристики цветов:

Черный - Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конструировании «Вот как мы умеем»Фотоотчет о конструировании «Вот как мы умеем» Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей,.

Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем»Итоговое интегрированное занятие в средней группе «Всё мы знаем и умеем» Тема: «Всё мы знаем и умеем» Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год. Задачи: Образовательные:.

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативный тренинг для подростков «Мы умеем общаться»
Опубликовано: 17 августа 2024 в 13:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативный тренинг для подростков «Мы умеем общаться»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иотко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД