Наталия Сезнева
Коммуникативные игры как способ укрепления дружеских взаимоотношений детей
▼ Скачать +Заказ
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.
Публикация «Коммуникативные игры как способ укрепления дружеских взаимоотношений детей» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.
Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т. д.
Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
Появившись на свет, человек вступает в разные взаимоотношения с окружающим миром людей и вещей. Вне общения не может сформироваться психика человека.
Потребность в общение – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти своё место в мире.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.
Особое значение в дошкольном возрасте придается развитию коммуникативных качеств, так как организация современной деятельности не должна строиться по принципу простого повторения детьми показанных воспитателем образов, без осознания смысла сотрудничества, обогащения умений вести диалог, освоение правил эффективного взаимодействия. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
-сотрудничать;
-слушать и слышать;
-воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
-говорить самому.
Особое значение в работе с дошкольниками должно уделяться развитию коммуникативных качеств, так как организация совместной деятельности не должна строиться по принципу простого повторения детьми показанных образцов, без осознания смысла сотрудничества, обогащения умения вести диалог, освоения правил эффективного взаимодействия. Поэтому на занятиях особое внимание необходимо обращать на формирование пар, подгрупп детей для совместной деятельности.
Для формирования коммуникативных навыков нужно использовать технологию сотрудничества старших дошкольников со сверстниками. Это позволяет не только обогатить взаимоотношения детей в процессе обучения, но и качественно подготовить их к решению повседневных задач в общении и взаимодействии, помогает заложить основы личностно-социальной компетентности, воспитать их отзывчивыми и добрыми детьми.