Инна Панкова
Коммуникативные игры для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям разного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Коммуникативные игры для детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вашему вниманию, предлагаются игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Цели и задачи коммуникативных игр :
- чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
- умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты;
- умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
- развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
- создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Я использую игры и игровые приёмы на занятиях в группах разного возраста, так как это неотъемлемая часть образовательного процесса на разных этапах, будь то разминка на перерыве или часть занятия.
Примеры игр, которые я использую в своей работе:
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
Стул примирения
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Бывает на занятиях довольно часто, когда дети ссорятся, тогда преподаватель приглашает противников присесть друг против друга на «стул примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.
Игра «Каравай».
Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину, вот такой вышины (поднимают руки вверх, вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.
Эту игру мы используем для поздравления детей с днём рождения, что не маловажно, показать важность каждого ребёнка в группе, как часть коллектива.
Очень часто на занятиях с детьми дошкольного возраста я использую пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для детей, начиная с дошкольного возраста. Они способствуют:
Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
Развитию координации движений;
Подготовке руки к письму;
Расширению словарного запаса;
Развитию внимания, памяти, воображения;
Снятию эмоционального и умственного напряжения;
Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
Эти игры я использую как разминку перед практической работой и как средство отдыха в перерыве.
Часто провожу их в парах или группами, для присутствия элемента соревнования, например игра «Слон» гонка слонов наперегонки
Главное правило игры заключается в том, чтобы сохранить правильное расположение пальцев фигуры слона, каждый пальчик - «нога» и они должны передвигаться каждый по очереди как настоящий слон при ходьбе и чтобы пальчик - «хвост» не цеплял «землю». И что немаловажно, передвигаться при соревнованиях должны по правилу «кто быстрей».
Кто правильней и быстрее выполнил забег «слона», тот и выиграл.
Дети дошкольной группы, это дети 5-6 лет, у которых важно развивать мелкую моторику рук и очень часто дети не знают какой пальчик, как называется и какой он по счёту на руке. Для этого я использую детские игры :
«Пальчик мальчик, где ты был?»
«Этот пальчик дедушка…»
«В гости к пальчику большому…»
С ними дети часто знакомы с самого раннего возраста. Так что можно сказать, что игра сопровождает ребёнка с рождения. Это самый распространенный и любимый вид деятельности у детей.
Игра полезна в любом возрасте в определённом количестве, как сказал А. С. Макаренков: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего, в игре»