Виктория Руднева
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативно – личностное развитие детей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.
Публикация «Коммуникативно-личностное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
- коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;
- интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;
- перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.
Функции общения:
1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;
2) формирование и развитие межличностных отношений;
3) познание людьми друг друга.
Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
- умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать) предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;
- побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.
Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация не только действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Коммуникативная деятельность предполагает:
1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разных видов деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!
Основными задачами психолого – педагогической работы являются:
- развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.
Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.
Задачи педагога:
1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.
2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.
Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.
- разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;
- беседы о прочитанной книжке;
- беседы пи рассматривании иллюстрации;
- обыгрывание игрушки;
- общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.
Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.
Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.
Особое значение для развития коммуникативных умений имеют продуктивные виды детской деятельности:
- трудовая; - конструктивная; - изобразительная,
которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.
Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.
Принципы развития коммуникативных способностей :
- принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).
- разнообразие тематики и методов работы.
- максимальная активность детей.
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
- компетентность педагога.
- принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).
- принцип игровой подачи материала.
Виды мотиваций в игре:
- социальный - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.
- содержательный - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.
- прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.
Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –
под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский