Ольга Писковская
Коммуникативная НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в волшебную страну слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная образовательная деятельность с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему : «Путешествие в волшебную страну слов».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1 Связная речь : формировать умение загадывать загадки, основываясь на что похож предмет и чем отличается (элементы ТРИЗ).
2 ЗКР : закрепить умение различать звуки и термины «ГЛАСНЫЙ»,
Публикация «Коммуникативная НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе „Путешествие в волшебную страну слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
«СОГЛАСНЫЙ ТВЁРДЫЙ», «СОГЛАСНЫЙ МЯГКИЙ».
Давать характеристику звуку, формировать умение выделять звуки в слове.
3 Грамматика: обогатить запас ребёнка антонимами, формировать представление о богатстве русского языка, дать знания о сложных словах, развивать интерес к обогащению своего словаря.
4 Всестороннее развитие: воспитывать любознательность, формировать представление о богатстве русского языка.
5 Развивать двигательное воображение и творческую фантазию детей.
6 Формировать взаимодействие детей друг с другом в двигательной игровой форме.
ОД
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл сказочный персонаж, но он не назвал своего имени, а оставил нам письмо.
Читают письмо: ребята, встретимся мы с вами только тогда, когда вы отгадаете моё имя. Для этого вам надо правильно назвать первые буквы слов- отгадок. Из них получится моё имя.
Игра: «Живая азбука».
1 Жарким летом по горам
В шубе бегает (Баран).
2 Пусть крыша течёт и сломалась калитка
Свой дом никогда не покинет (улитка.)
3 Приманку сорвала
И, не сказав спасибо
Куда-то уплыла
Невежливая (рыба)
4 Верен морю, как матрос
Белокрылый (Альбатрос)
5 Почему-то не до игр
Если рядом бродит (тигр).
6 брёвна не пилит рыба- пила
Шить не умеет рыба- (игла)
7 У речки на пригорке чья-то норка
Зовут хозяйку норки тоже (норка).
8 Мы варенье наварили
Никому не говорили
Чудеса. Чудеса
Как проведала (оса).
Ребята давайте почитаем. Что у нас получилось?
БУРАТИНО.
Появляется Буратино: Как я рад! Как я рад! Кто не знает Буратино- Нос мой острый, нос мой длинный, вот работу я задам деревянным башмакам!
Воспитатель: Буратино, остановись, пожалуйста! Посмотри, сколько здесь ребят, гостей. А ты даже не поздоровался:
Буратино: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня очень весёлый и радостный Я хочу привести в волшебную страну слов. А живут в ней сказочные волшебники. Когда пройдём волшебную страну слов, то станем следопытами.
Воспитатель: Буратино, а кто такой следопыт? Я не знаю, а вы ребята, знаете?
Ребята: Нет.
Буратино: «Следопыт- это тот,кто первым ступает на новые земли и отгадывает тайны.
Воспитатель: Ребята, если вы ответите на все вопросы и отгадаете все тайны волшебной страны, то вас ждёт сюрприз. Вот и сказочные ворота. Пройдём друг за другом не спеша.
Буратино: Вот и первая тайна, которую нам подготовил Волшебник- загадок.
Берёт конверт и читает.
Преодолевают препятствия. (Проходят по коррекционным дорожкам).
Воспитатель: Вот мы и пришли к волшебнику «Наоборот».
Читает конверт: «Я скажу, что сделать, а вы сделайте наоборот.»
Буратино: «О, это моя любимая игра».
Игра: «Сделай наоборот»
Опустить руки (поднять)
Встать из-за стола (сесть)
Открыть рот (закрыть рот)
Показать ладони (спрятать ладони)
Согнуть руки (распрямить руки в локтях).
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру : «Скажи наоборот»
Надо к словам подобрать противоположные по значению- слова, такие слова называются- антонимы. Давайте повторим. (повторяют)
1, 2 начинается игра.
Добрый- злой
Вежливый -грубый. Аккуратный -неряшливый.
Трудолюбивый- ленивый.
Внимательный -рассеянный.
Вперёд-назад.
Высоко -низко.
Узкий -широкий.
Верх-низ.
Вправо-влево.
День-ночь.
Друг-враг. Храбрец. трус.
Буратино: «Ребята, помогите мне прочитать стихотворение
Скажу я слово высоко
А ты ответишь низко
Скажу я слово далеко
А ты ответишь близко
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты храбрец
Теперь начало я скажу
Ну отвечай конец.
Буратино: «Молодцы ребята, не запутал нас волшебник -наоборот. Идём дальше.»
Идут дальше под музыку (преодолевая препятствия)
Воспитатель: А вот и ещё одна тайна страны волшебных слов.
Конверт нам подготовил волшебник-половинка.
Читает конверт. : Поиграйте со мной в игру: «Пол -слова за вами» назовите правильно слова и тогда продолжите свой путь.
Встают в круг.
Воспитатель: я произнесу начало слова, а тот кто первый догадается, как это слово закончить, поднимает руку.
Ло-шадь
Ло-пата
Иг-ра.
Мо-ре.
По-ле.
Зи-ма.
Вес-на.
Ко-мар.
Ко-за.
Тет-радь.
Кто не сумеет закончить слово, выходит из круга.
Буратино: «Молодцы. ребята, какие вы умненькие, сообразительные. Идём дальше
Игра: «Повтори»
Ак-Ак-Ак (вырос в поле мак) 3 хлопка, присесть
От-От-От (это бегемот) 3 хлопка, руки в стороны, шаги вперёд
Ук-Ук-Ук (вот ползёт жук) 3 хлопка, потянуться вверх, идут вперёд
Ит-Ит-Ит- (самолёт летит) 3 хлопка, руки в стороны, бег вперёд.
А вот ребята и новый домик. Давайте познакомимся с волшебником «Дроби-Объединяй»
Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с новыми словами, которые есть в русском языке, эти слова образуются из двух слов.
Вот вам задание: земля+ трясти =землетрясение
Пар+ ход= пароход
Лёд+ колоть= ледокол
Луна+ ход=луноход
Звезда= лететь=звездолёт
Пар+везёт= паровоз
Сам+ летит=самолёт
Кино= театр= кинотеатр
Фото= аппарат=фотоаппарат Вода+ провод=водопровод
Буратино: Молодцы, ребята. А я вот не знал, что такие слова есть в русском языке. А Вы?
Ребята: И мы тоже не знали.
Буратино: А давайте с вами отдохнё м и поиграем в игру: «Чуткие руки» (элементы психогимнастики).
«Что за чудо-чудеса?
Раз рука и два рука!
Вот ладошка левая
Вот ладошка правая.
И скажу вам не тая:
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лечить,
Чуткие руки умеют дружить.
Воспитатель: А теперь крепко возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук ваших соседей. Ребята, давайте жить дружно. и с новыми силами пойдём дальше в сказочную страну.
Идут по коррегирующей дорожке. (разминая стопы ног).
Воспитатель: Ой. Ребята, посмотрите, вот и новый волшебник сказочной страны слов. Ребята, давайте его рассмотрим внимательно в какую одежду он одет. Какой он молодой или старый.? Как он выглядит?
Ну а сейчас мы посмотрим задание. Которое он нам предлагает.
Воспитатель открывает конверт и читает:
Дети, я хочу поиграть с вами в игру: «Домик синий и домик зелёный».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что обозначает синий цвет? (твёрдый- согласный). А что обозначает зелёный цвет? (мягкий-согласный).я вам сейчас раздам гласные буквы, а вы должны найти для них домики. Скажите мне в домике с какой крышей будут жить гласные буквы, которые не смягчают согласный? (с синей крышей).
Скажите мне в домике с какой крышей будут жить гласные буквы, которые смягчают согласный? (в домике с зелёной крышей).
Ребята, возьмём буквы и побежим. А по свистку. Буквы должны занять свой домик.
Буратино: Какая интересная игра, ребята. И конечно вы молодцы. Ну а у кого не получилось сегодня, обязательно получится завтра!.
Воспитатель: Посмотрите-ка ребята все волшебники собрались вместе. И принесли нам последнее задание. (камушки, пуговки, монетки, палочки).
Они пишут нам: «Вы настоящие следопыты и мы просим вас оставить своё имя в сказочной стране.»
Буратино: Я тоже хочу оставить своё имя. (берёт монетки)
Воспитатель: А вот и обещанный сюрприз; вручение медалей, вам ступившим на новую землю и отгадавшим все тайны волшебной страны слов.
Ребята, я тоже получил почётное звание следопыта., а сейчас мне пора вернуться в сказку. Но я обязательно к вам ещё приду. И мы с вами ещё попутешествуем и познакомимся с новыми волшебниками, а также посетим конечно старых. До-свидания. Уходит.
.