Татьяна Николаевна Гуркова
Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе
педагога – психолога
Педагог-психолог, специалист БОС Гуркова Т. Н.
СС (К)НШ-Д/С I, Vвида
Г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра.
На протяжении нескольких лет основным направлением моей деятельности является коррекция психоэмоционального состояния детей методом биологической обратной связи (прошла подготовку в Учебно-методическом центре «Биосвязь» в 2000 году и в 2009 году- в НОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт Биологической Обратной Связи» в г. С-Петербурге). В основе метода – диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (во всем мире эта технология известна как «дыхание по методу Сметанкина»). Произвольная регуляция дыхания – наиболее гибкий из всех способов снятия чрезмерного напряжения. Его можно использовать в самых разнообразных обстоятельствах, вызванных как условиями окружающей среды, так и поведенческими факторами.
Публикация «Компьютерные технологии БОС в коррекционной работе педагога-психолога» размещена в разделах
Передо мной, как специалистом кабинета БОС психоэмоциональной коррекции, стоят следующие задачи:
- снижение уровня эмоционального дискомфорта, стимуляции положительных эмоций у детей и педагогов;
- помощь в адаптации к школьным условиям;
- развитие способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю;
- повышение самооценки и уверенности в своих силах;
- обучение приемам снятия напряжения;
- активизация когнитивных процессов;
- стимуляция положительных эмоций у детей и педагогов.
Для реализации поставленных задач требуется выполнение связанных друг с другом видов работ, как непосредственно с детьми, так и с их родителями и педагогами. Одним из таких моментов является диагностика эмоционально - волевой сферы учащихся и детей старшего дошкольного возраста, по результатам которой формируются группы для индивидуальной работы. Метод БОС сопровождается определенными противопоказаниями к применению. Поэтому диагностический этап всегда начинаю с изучения медицинских карт, консультаций с врачом – неврологом. Для диагностики использую стандартизированные и адаптированные, проективные методики, тесты, наблюдения, анкетирование, опрос педагогов и родителей, родительские сочинения о своем ребенке.
Анализ полученных результатов показывает, что 38% детей с тяжелыми нарушениями речи имеют проблемы в развитии эмоциональной сферы, влекущие за собой нарушения в поведении и сопровождающиеся серьезными вторичными нарушениями, к числу которых прежде всего относятся слабая успеваемость и затруднения в общении; подчеркивает необходимость комплексного подхода в коррекционной работе с детьми, привлечения вариативных психолого-педагогических технологий.
Изучив работы Брязгунова И. П., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б. ,Арцишевской И. Л., Сиротюк А. Л., Политика О. И. публикации Сетанкина А. А. и других авторов, опираясь на определение Д. Б. Эльконина о роли и значении игры в развитии ребенка и положение, что единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения, проанализировав свой практический опыт, разработала циклы коррекционных занятий, сочетающие метод БОС по дыхательной аритмии сердца и приемы игротерапии, направленных на развитие саморегуляции, снижение симптомов тревожности и агрессивности.
Симптоматические комплексы тревожности, агрессивности, гиперактивности обуславливают эмоционально-поведенческие нарушения и определяют направления коррекционной работы :
с тревожным ребенком: повышение самооценки, снятие мышечного напряжения, обучение умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
с агрессивным ребенком: обучение приемлемым способам выражения гнева, обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию;
с гиперактивным ребенком: развитие внимания, произвольности, сомоконтроля; снижение агрессивности и имульсивности, гнева и агрессии.
Обозначенные направления коррекционной работы базируются на принципах мотивационной готовности, индивидуализации, проблемности, соответствия потребностям возраста и зоны ближайшего развития, сознательности и активности.
Для каждого направления разработаны индивидуальные маршруты, в которых планирую поэтапное использование психогимнастических игр, этюдов, упражнений, коррекционных методик в сочетании с технологиями БОС. В соответствии с рекомендациями НОУ «Биосвязь» работу по освоению навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания провожу в три этапа.
В период курса коррекции игровые методы предлагаю в различной динамике, например, для тревожных детей – от спокойных игр к активным, для гиперактивных и агрессивных – от активных к спокойным. Использование мультимедийных игровых возможностей компьютерной технологии БОС обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованной и нестандартность коррекционной работы, позволяет включить детей в исследовательскую деятельность.
В ходе коррекции провожу мониторинг психологического состояния, заполняю индивидуальные карты наблюдения на различных этапах контрольного обследования в течение курса занятий.
Для оценки результатов коррекционной работы с гиперактивными детьми использую диагностические методики свойств внимания, показания «Карточки – индикатора состояния», показания приборов БОС. Анализ выполнения тестовых заданий по исследованию внимания на начальном этапе коррекции показал, что высокие скоростные характеристики говорят о нерегулированном поведении ребенка, желании выполнить работу, не заботясь о конечном результате и качестве выполняемой деятельности. В процессе сравнения с возрастными нормативами показателей скорости и точности переработки информации установлено, что скарость характеризуется как «хорошая», тогда как точность выполнения задания гораздо ниже возрастной нормы. После проведения коррекции у 67% детей повысился уровень концентрации и объем внимания.
Анализ показателей эмоционального состояния – снижение индекса тревожности – 87%, снижение уровня тревожности – 72%, что дает основание говорить о положительной динамике и эффективности выбранной формы психокоррекции.
Анализ физиологических показателей по методу ЧСС-ДАС-БОС выявил следующие результаты:
- показатель «ДАС» (дыхательная аритмия сердца) - 95% положительная динамика;
- показатель «ЧД» (частота дыхания) – 70% положительная динамика, 17% без изменений, 13% - увеличение частоты дыхания;
- сформированность навыка ДРД – 87% навык сформирован, могут выполнять одинаково хорошо с обратной связью и в отсутствие, 13% выполняют под контролем.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проводимых занятий в кабинете БОС психоэмоциональной коррекции (программа Нейрокор 3.1. С) у ребенка складывается определенный алгоритм планирования и оценки деятельности, т. е. развиваются навыки самоконтроля и стойкая тенденция к улучшению эмоционального состояния.
Литература:
1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М. ,2005.
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М. ,2001.
3. Лютин Д. В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. -СПБ,2008.
4. Лютова Е. К. ,Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых:Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. ,2000.
5. Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1. С (кабинет коррекции психоэмоционального состояния).- сост. Карандасова О. Е., рецензент Сметанкин А. А. -СПБ,2008
6. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб,2005.
7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М. ,2002.
8. Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья СПб,2005.
9. Сметанкин А. А. Учитель здоровья. СПб, 2003.