Рамиля Гатина
Компьютерные игры как средство развития логического мышления старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания. Постепенно применение компьютерных технологий становится частью образовательной работы в системе дошкольного образования.
Публикация «Компьютерные игры как средство развития логического мышления старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Возможности применения компьютерных технологий в работе с дошкольниками позволяют более успешно и полно решить задачи, связанные с развитием различных способностей детей, в том числе способности к мыслительным операциям.
Внедрение инновационных технологий в систему дошкольного образования, которые предполагают применение компьютерных технологий в процессе обучения, в соответствии с ФГОС ДО, имеет цель – улучшить качество образовательного процесса, повысить мотивацию дошкольников к освоению новых знаний.
Ознакомление детей с компьютерными технологиями начинается с компьютерных игр. Игра в дошкольном возрасте, как известно, является ведущим видом деятельности. Она обладает широким потенциалом в познавательном развитии детей, включая развитие логического мышления. Компьютерная игра, по определению Ю. В. Тонковой, является особенным видом творческой игры, которая основана на использовании игровой компьютерной программы. Форма детской игры меняется – ребенок играет не в реальных условиях, а в виртуальных, которые обладают развлекательной направленностью.
Компьютерная игра может быть представлена в различных источниках. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели могут самостоятельно разрабатывать различные компьютерные игры с помощью специальных программ, к примеру «Power point». Но это занимает достаточно большое количество времени. Удобнее применять интерактивные компьютерные игры, которые имеются в сети Интернет (онлайн-игры).
Интерактивная компьютерная игра представляет собой обучающую активную игру, основанная на интервенции (вмешательстве, в процессе которой участник игры взаимодействует с компьютерной техникой : планшетом, компьютером, интерактивной доской и пр. С помощью таких игр представлены большие возможности для формирования, закрепления, обогащения и расширения знаний детей в различных образовательных областях, в том числе познавательной.
Использование компьютерных игр в образовательном процессе обеспечивает его современность и привлекательность, расширение возможностей для предъявления детям учебного материала, способствует усилению детской мотивации. Мультимедиа технологии (современные видеотехнические средства, звук, графика, цвет, применяемые в компьютерных играх, дают возможность для моделирования разных сюжетов, ситуаций. Игровые компоненты, которые включены в мультимедийные программы, способствуют активизации познавательной деятельности детей, усиливают процесс освоения изучаемого материала. Использование компьютерных игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо, так как они повышают детский интерес к обучению, эффективность самого процесса обучения, способствуют всестороннему развитию ребенка и развитию определенных способностей, которые заложены в содержании конкретных игр.
Целесообразность применения компьютерных игр в образовательной работе со старшими дошкольниками отмечена также в работах Л. В. Моисеевой. По мнению автора, сравнивая компьютерные игры с традиционными средствами и формами обучения, можно выделить некоторые преимущества данных игр:
- при предъявлении информации в игровой форме на экране интерактивной доски, компьютера у детей отмечается высокая степень заинтересованности в выполнении игровых заданий;
- в компьютерных играх информация представлена образно, визуально, что делает ее более понятной для дошкольников;
- мультипликации, звук, движения позволяют сохранить внимание детей на протяжении длительного периода времени;
- наличие проблемных задач в компьютерных играх, необходимость самостоятельного решения поставленной задачи стимулируют познавательную активность детей;
- компьютерные игры представляют возможность для проведения обучения в индивидуальном порядке;
- ребенок регулирует самостоятельно количество и темп обучающих, игровых задач, которые необходимо решить;
- во время выполнения деятельности за компьютером у ребенка формируется уверенность в собственных силах;
- компьютерные игры дают возможность для моделирования ситуаций, которые невозможны для наблюдения в повседневной жизни (необычные, неожиданные эффекты, полет ракеты и пр.);
- в компьютерных играх ребенок самостоятельно исправляет свои ошибки, отсутствуют замечания, которые вызывают снижение интереса. Во многих онлайн-играх при допущении ребенком ошибки издается звук «Попробуй еще раз» что выступает стимулом для продолжения работы.
С помощью компьютерных игр дети обучаются прогнозировать результат собственных действий, анализировать, сравнивать, классифицировать предметы и пр. Возможности компьютерных игр в развитии у старших дошкольников логического мышления являются неограниченными. Педагогу необходимо для этого обучить детей играм на компьютере, объяснив их правила и задачи, подобрать игры, содержание которых будет соответствовать решению поставленных задач – развитию мыслительных операций.
Формы мышления переходят постепенно от наглядно-действенного к логическому. Так, во время действия с явлениями и предметами, изображенными на экране компьютера, происходит формирование подвижных, гибких образов и представлений, являющихся основной для перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, от наглядно-образного – к логическому.
В основе развития логического мышления у старших дошкольников лежит познавательная деятельность, результатом которой является формирование у детей личностной опыта, активизация потребности к познанию, знаниям. При организации работы с компьютерными играми активизируются познавательные процессы, что предоставляет дошкольникам возможность принятия, понимания и осмысления информации.
В. В. Лукьчнова отмечает, что в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие логического мышления, возможно применять разные виды компьютерных игр :
- развивающие игры : способствуют развитию воображения, познавательному и эмоциональному развитию детей. В этих играх отсутствует конкретная дидактическая задача. Они используются как инструмент выражения детьми собственного творчества. Примерами таких игр могут быть раскраски по числам (развитие анализа, обобщения, работа с иллюстрациями и пр. ;
- обучающие игры : в этих играх перед ребенком ставится конкретная дидактическая задача, которая решается в игровой форме. Существует огромное количество игр, направленных на формирование, закрепление, развитие у детей разных мыслительных операций. К примеру, мозайка, соедини по точкам, танграмм, головоломки с числами, логический ряд, судоку и пр. ;
- игры-забавы : проводятся в форме развлечения-путешествия. К примеру, по сюжету игры при прохождении путешествия ребенку предлагается решить определенную задачу на развитие мыслительных операций для перехода на следующий игровой этап, раунд, тур.
Компьютерные игры под грамотным педагогическим руководством позволяют эффективно развивать у детей старшего дошкольного возраста логическое мышление в разнообразной, увлекательной, ненавязчивой форме. Применение данных игр на занятиях с детьми повышает мотивацию, что обладает самостоятельным особенным значением в старшем дошкольном возрасте. Дошкольники обучаются новым формам взаимодействия (человек – техника, приобретают способность к оценке собственных достижений. На различных образовательных и развлекательных порталах в сети Интернет представлен широкий выбор компьютерных интерактивных игр, способствующих развитию у старших дошкольников логического мышления. Данные игры можно успешно и эффективно использовать с образовательном процессе в условиях ДОО. Для этого необходимо организовать соответствующее техническое оснащение, создать благоприятную атмосферу и обучить детей правильному обращению с компьютером, планшетом либо интерактивной игрой.
Эффективным средством для организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие логического мышления, являются компьютерные игры. Специфика их заключается в том, что для проведения игры требуется применение компьютерных средств, таких как планшет, интерактивная доска, компьютер. Грамотное педагогическое руководство проведением компьютерных игр и отбор игр соответствующего содержания обеспечивают успешное решение задач по развитию мыслительных операций. Компьютерные игры как средство обучения обладают многочисленными достоинствами, среди которых главным является занимательность и увлекательность, способствующие формированию у детей интереса к познанию, что облегчает и обеспечивает лучшее усвоение детьми знаний, развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать и т. д.