Елена Бухонина
Компьютер и телевизор в жизни ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни современные дети хорошо знакомы с телевизором и с компьютером. К сожалению, экран становится главным воспитателем ребенка.
Многие родители уже с раннего возраста дают своим детям гаджеты для пресечения его капризов, ожидания в очереди или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. Напрасно, так как именно в раннем возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми, роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут сформировать у ребенка аутичные черты в его поведении. Ребенок начинает жить в «фантазийном мире». В дальнейшем могут возникнуть трудности в общении со сверстниками. Из-за просмотра жестоких компьютерных игр или телепрограмм может появиться агрессивность.
Публикация «Компьютер и телевизор в жизни ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
Во время игры ребенка на компьютере не требуется эмоциональное участие родителей. Постепенно ребенок воспринимает взрослых, как досадное препятствие на пути к любимому устройству. Если компьютер для ребенка становится единственным способом занять себя и заполнить свободное время, то нарушается естественный принцип развития и воспитания детей
Детский возраст- это интенсивный период формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Только в живом общении с родителями ребенок познает действительность.
Если ваш ребенок не может и дня обойтись без компьютера, болезненно реагирует если его отвлекают или не разрешают включать, ничем больше не интересуется, то можно диагностировать компьютерную зависимость.
Чтобы не сформировалась компьютерная зависимость, выполняйте рекомендации:
«Общение с компьютером дошкольника должно составлять 20-30 мин в день. Если ребенок требует больше времени и капризничает, реагируйте спокойно. Детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.
1. Поощряйте и хвалите детей за уборку своих вещей, за умение одеваться. Ведь компьютер регулярно хвалит малышей за ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыши.
2. Сами станьте примером для ребенка. Свободное время проводите разнообразно: за чтением книг, занятие творчеством, спортом.
3. Помогите ребенку разнообразить его деятельность. Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные игры: домино, шашки, хоккей, собирайте пазлы. Приобщайте ребенка к играм своего детства.
При правильном, рациональном использовании компьютера можно извлечь пользу для своего ребенка.
Игра на компьютере служит хорошим стимулом для развития у ребенка познавательных процессов. Он становится более собранным и внимательным, повышается объем запоминаемой информации, развивается мелкая моторика рук. Существует множество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые развивают способности ребенка.
Рекомендации, как использовать телевизор с пользой :
1. Не предлагайте ребенку посмотреть телевизор вместо живого общения.
2. Во время семейных вечеров обходитесь без телевизора. Получайте удовольствие от общения друг с другом.
3. Исключите использование телевизора в детской комнате в качестве фона.
4. Включайте программу ребенку соответствующую его возрасту.
5. Дети 3-4 лет нуждается в комментариях к просмотру: смотрите вместе и рассказывайте малышу о происходящем на экране.
6. Учите ребенка тому, что реальность может отличаться от экранного изображения.
7. Будьте осторожны с изображениями жестокими и агрессивными, которые могут повлиять на детскую психику.
8. Не смотрите при детях передачи, которые могут напугать ребенка (о войнах, преступлениях. и т. д.).
9. Если ваш ребенок увидел что-то его испугавшее, поговорите с ним, успокойте.
Телевизор, компьютер могут подарить ребенку много незабываемых мгновений, замечательных открытий, много интересного.
Самое главное – найти золотую середину и быть активным участником в жизни ребенка.
Мы не призываем Вас исключить телевизор, компьютер и все современные достижения науки и техники из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Тот, кто владеет большей информацией, тот более эффективен в жизни. Вредным может стать гаджет, если использовать его без чувства меры. Постарайтесь избежать формирования зависимости, ситуации, когда электронные устройства заменяют ребенку все остальное.
ТЕСТ,
который поможет Вам определить, не развивается ли у Вашего ребенка зависимость от разнообразных гаджетов.
1. Ваш малыш проводит за компьютером (с телефоном или планшетом) больше одного часа в день.
2. Без компьютера и телевизора ребенок скучает и мается от безделья.
3. Увлекшись электронной игрой, малыш часто отказывается идти есть или гулять.
4. Карапуз рисует только на компьютере и отказывается делать то же самое на бумаге, а чтению вслух он предпочитает просмотр мультиков.
5. Ребенок не может обходиться без электронных «друзей» и использует их ежедневно.
Если на четыре вопроса из пяти вы ответили утвердительно, значит, вам стоит серьезно задуматься над тем, как ограничить общение малыша с электроникой. Если на большинство вопросов вами был дан отрицательный ответ, то зависимости, скорее всего, нет, но быть внимательным к досугу своего ребенка, "держать руку на пульсе" все же стоит. Действуйте мягко, но уверенно, в противном случае ребенок действительно рискует заработать серьезную зависимость от гаджетов.
Что делать, если у ребенка уже возникла «зависимость» от гаджетов?
Нужно направить эту «зависимость» в нужное русло. Не давайте чаду бесцельно нажимать кнопки. Предлагайте игры, которые могут расширить его кругозор и помочь овладеть разнообразными навыками. Используйте правильные игры, построенные по принципу «Помоги ежику собрать все яблоки», – это отличные тренажеры для развития внимания. Игры, в которых требуется запомнить расположение предметов, прекрасно расширяют объем зрительной памяти и помогают ребенку научиться усваивать новую информацию.
В 1-2 года у детей активно развивается речь, поэтому имеет смысл уделить отдельное внимание формированию коммуникативных навыков. Предлагайте малышу поболтать по телефону с бабушкой (или друзьями, попутно приучая его к соблюдению определенных правил ведения беседы: сначала нужно поздороваться, затем спросить, как дела, рассказать свои новости и обязательно попрощаться в конце разговора. Показывая ребенку мультфильмы, выбирайте истории с простым и реалистичным сюжетом, а потом обязательно обсуждайте увиденное. Время просмотра – не больше 10 минут.
В возрасте 3 лет с помощью телефона можно начинать изучать числовые символы: показывайте и озвучивайте цифры, из которых состоит номер, и терпеливо ждите, пока ребенок сумеет найти нужную кнопку и нажать на нее. Используйте мультики в качестве визуализации тех сказок, которые вы уже читали. Возьмите на вооружение правило: сначала читаем книжку – потом смотрим мультик. Время то же – 10 минут.
В возрасте 4 года чтобы стимулировать или закрепить интерес к рисованию, можно предложить ребенку попробовать свои силы в графическом редакторе. Пусть он экспериментирует с цветами, размерами и формами. Можно посмотреть мультфильмы с более развернутым сюжетом, так же обязательно обсуждая увиденное. Время просмотра мультиков увеличивается до 20-25 минут, но обязательно с одним перерывом.
Для старших дошкольников (5-7 лет) существует множество обучающих программ и развивающих игр. Кроме того, можно приспособить компьютер и принтер для того, чтобы писать приглашения на свой день рождения или создавать картины в подарок родственникам. Именно в этом возрасте ребенок «дозревает» до восприятия длинных художественных фильмов, однако ему все еще требуются пояснения по ходу просмотра. Можно проводить перед экраном по 30-40 минут в день с одним перерывом. Полуторачасовые фильмы лучше растягивать на 2-3 дня.
В раннем возрасте дети нередко бывают очень капризными, а если взрослый сначала приучил их к гаджетам, а потом пытается от них всячески отвлечь, часто сталкивается с еще большими капризами и отвержением со стороны детей. Сейчас существуют так называемые аудиосказки, которые Вы легко сможете найти на просторах сети Internet. Например, «Антикапризин. Сказки для исцеления капризов», комплекс сказок, направленный на преодоление различных поведенческих проблем. Так же бывают такие терапевтические сказки в электронном виде, например, сказки от капризов «Стоп-каприз» К. Сим (сайт moya-lyalyas.ru). В дополнении к этому, можем еще посоветовать книги «Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!» и «Как оттащить ребенка от компьютера и что потом с ним делать» (З. и Н. Некрасовы). Используя сказкотерапию, Вы, возможно, научитесь и сами сочинять исцеляющие сказки для своих малышей. Ведь в раннем возрасте как никогда важна та волшебная эмоциональная связь между матерью и ребенком.
Попробуйте использовать песочную терапию со своими детьми. Можно строить целые города с домиками, заборами, дорожками, деревьями, с маленькими игрушками-жителями! Это очень увлекательно! Чаще включайте детям детскую и классическую музыку, пойте сами, меняя голос – это очень полезно для эмоционального развития малышей. Кстати, классическая музыка, а именно музыка Моцарта активизирует деятельность мозга (научно доказано).
Хотелось бы отметить, что мы вовсе не призываем убрать из Вашей жизни средства технического прогресса. Такое вряд ли возможно в современных условиях. Необходимо просто дозировать взаимодействие детей с гаджетами – чем младше ребенок, тем меньше времени он должен с ними проводить, особенно один на один. Все хорошо в меру!
Обратите внимание! Сначала маленький ребёнок должен познать эмоциональные отношения с близкими людьми, с растительным и животным окружающим его миром, с книгой, как основой мировой культуры и только потом с техническими достижениями человечества. От Вас, уважаемые родители, зависит будущее малышей! Детство быстротечно и никогда больше не повторится! Цените эти прекрасные моменты, проведенные вместе с ребенком!
Литература:
Э. М. Курицына «Формирование и развитие речи у дошкольников 4-6 лет – М; Ювента 2018 год.»
Круглый год. Методические рекомендации для работы с дошкольниками 4-6 лет. – СПб: Детство – Пресс 2010 год.
По материалам интернет – ресурсов 2020 год.