Анастасия Ильина
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Железногорск: истоки и современность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Железногорск – истоки и современность».
Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей об историческом прошлом родного города, края, особенностях его ландшафта, населения, старинной одежды, значении орнамента. Закреплять знания о предметах старинного быта (пряльник, рубель). Развивать творческое воображение, мыслительные операции при составлении герба города. Воспитывать уважение к родной земле.
Публикация «Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе „Железногорск: истоки и современность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Оборудование: сундучок деревянный с народным орнаментом; старинный курский девичий костюм (рубаха, понева, передник); пральник, рубель, ухват, герб г. Железногорска; трафареты с изображением трех перепелок, краска гуашь, тампоны; бумага, восковые мелки, фломастеры, цетные карандаши.
Предварительная работа: чтение былин; фольклора; посещение краеведческого музея; рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных стране; работа в предмузейном ориентационном зале с предметами старинного быта; рассматривание альбомов «Наш любимый город»; проведение дидактических игр «Пальчики - узнавальчики», «Курские красавицы», «Узнай герб», «Одень куклу».
Ход занятий
Педагог устанавливает на столе старинный деревянный сундучок. Дети подводят и вступают диалог.
Беседа с детьми; «- Ребята, вас заинтересовал данный предмет?
А как вы думаете, что это?
Для чего он используется?
Где можно встретить подобные предметы? (в дереве, у бабушке)».
Воспитатель: Молодцы, вы правильно догадались. Этот сундучок подарила мне моя бабушка на день рождения. Мне очень понравилось вот этот узор на сундучке в виде женской фигуры – это символ плодородия, матери – сырой земли.
А какой узор вам понравился?
На что от похож?
Педагог: Эти узоры не просто украшения какой-либо предмет, но и служили оберегом. Люди верили, что он защищает их от злых духов, болезней, помогает стать здоровым и счастливы.
Давайте посмотрим в сундучок – что там?
Педагог: Это старинные курский девичий костюм. Ведь мы живем в городе, который расположен на древней земле, славной своей историей, традициями. Как называется наш край? (курский, соловьиный). Давным-давно, на месте нашего города и края росли дремучие леса, текли реки, широко расстилались степи. Охраняли курскую землю могучие богатыри, защищая ее от набегов кочевников, разбойного люда. В старинных былинах говорится, что прямо около нашего города находилось гнездо Соловья – разбойника. Этому много подтверждений: упоминается в былинах речка Смородина, Черная грязь, Береза – это совсем радом с нами, а Леванидов крест затоплен Копенским водохранилищем. Помните, в краеведческом музее экскурсовод наряжала в старинный курский костюм мальчика, а мы обрядим девочек (постепенно одевают девочку в курский костюм). Вы знаете, что одевали сначала? (рубаху). А какие вы узнали знакомые узоры? (ромб, волнистая линия).
Воспитатель: И не только в старину рисунок, а даже цвет считали магическим, волшебным. Красный цвет обладает охранительным воздействием, поэтому орнамент этого цвета размещали в курском костюме преимущественно в таких местах как: воротник, манжеты, подол. После рубахи надевали … (поневу).
А кто помнит, как называли фартук? (занавеска).
Нарядилась наша девица, можно и за работу приниматься.
Что же умела девочка в старину?
Какие предметы могли ей помочь?
Давайте посмотрим в наш сундучок.
Дидактическая игра «Пальчики - узнавальчики» (с помощью тактильных анализаторов обследуются предметы старинного быта Железногорского района.
Воспитатель: Молодцы, вы верно определили пральник, ухват, рубель. А какие работы в старину они помогали выполнить? (стирка, глажение).
Физминутки. «сделай дело - гуляй смело!» теперь можно и Курский карагод завести. Дети танцуют.
Воспитатель: Ребята, вам понравился бабушкин сундучок? Как приятно получить подарки на день рождения. Знаете, о чем я подумал? Ведь скоро будет день рождения нашего города!
Сколько лет ему исполняется?
Вы любите свой город?
А что вам, детям Железногорска, больше нравится?
Как вы думаете, что мы можем подарить городу на день рождения?
Мне кажется, интересный подарок городу получится если вы нарисуете свой герб города, детский.
Воспитатель: Посмотрите на герб Железногорска, кто расскажет о том, что он изображает?
Верно, наш молодой город расположен на древней земле, город славе добычей железной руды. Это «взрослый герб». А вы изобразите самое главное, интересное с вашей точки зрения в городе Железногорске. Не забывайте, что герб должен быть небольшим, схематичным, ярким, запоминающим. Закройте глаза и представьте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь приступайте к работе (детям предлагаются различные изобразительные средства). В конце с помощью трафарета и тампона в левом углу герба отпечатайте три летящих куропаточки – символ принадлежности города к древней Курской земле.
Практическая деятельность детей
В конце дети рассматривают, обсуждают герб города.
Воспитатель: Мне очень понравились ваши работы, я думаю, что жители города Железногорска они тоже будут интересными, и мы устроим в нашем детском саду мини – вернисаж. Вот какой подарок мы приготовили нашему городу на день его рождения! Давайте закончим наше занятие – как и день города – фейерверком из шариков (фейерверк из шариков).