Галина Игнатова
Комплексное занятие в подготовительной группе «Дыхание на воздухе и в Воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание на воздухе и в Воде
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ
Из цикла: «ЗЕМЛЯ – ЖИВАЯ ПЛАНЕТА».
Тема: «ДЫХАНИЕ НА ВОЗДУХЕ И В ВОДЕ».
Образовательные области:
- Познание - Природный мир
- Художественное творчество - рисование.
Составила воспитатель
ГБОУ Школа № 1373 с углубленным изучением иностранных языков ОДО 2
Публикация «Комплексное занятие в подготовительной группе „Дыхание на воздухе и в Воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Игнатова Галина Константиновна.
Москва
Цели и задачи:
- Познакомить детей с разными видами дыхания : на воздухе и в воде.
- Расширять представление детей о жизни людей, животных на земле и в воде.
- Учить, бережно относиться к животным, рыбам, птицам, насекомым.
- Познакомить детей с новыми словами – диффузия, дыхало, жабры, углекислый газ, кислород.
- Закрепить знания о глобусе и планете Земля.
- Воспитывать любовь к окружающему миру.
Материалы: Глобус, иллюстрации с изображением животных, человека, рыб, насекомых с их различной системой дыхания
Ребята, скажите, что это такое? (Воспитатель показывает глобус). Правильно! Глобус. А, что такое глобус? Глобус - это уменьшенная копия Земли. На ней живем мы. А еще кто? Правильно – рыбы, животные, растения, птицы, насекомые. Говорят, что на других планетах жизни нет. Как вы думаете, почему? Потому что там нет воздуха. Для чего нам нужен воздух? Для того чтобы дышать.
Мы, люди, дышим воздухом с помощью легких. (Показ иллюстрации того, как дышит человек) Как воздух поступает в легкие? В легкие воздух поступает через нос. А если вы простужены, и ваш нос не дышит, то через рот. Когда мы вдыхаем воздух, то кислород остается в легких и поступает в кровь, а углекислый газ мы выдыхаем через нос или рот.
А как дышат животные? Правильно! Также как и человек – легкими. Для дыхания все животные, живущие на суше, нуждаются в кислороде. Он им нужен для производства энергии, в процессах жизнедеятельности. А животные, которые живут в воде, получают кислород из воды.
Такие газы, как кислород и углекислый газ очень легко проникают внутрь тела, очень маленьких животных и также легко выходят наружу. Такое распространение газов называют ДИФФУЗИЕЙ. Давайте повторим это слово.
А как же дышат животные, у которых нет носа. Вот, например, как дышат дождевые черви, которых вы весной и летом все время выкапываете из земли; видите их на асфальте после сильного теплого дождя. Не знаете? А я вам сейчас расскажу. Они дышат кожей. Кожа у них всегда влажная, чтобы происходила диффузия. А если она немного подсохнет. Это происходит, когда вы начинаете их выкапывать и держать в руках, червячки погибают. Поэтому выкапывать их нельзя. Но не все так дышат. У более крупных животных другая система дыхания.
На боках тела насекомого имеются отверстия. Их называют ДЫХАЛЬЦА. Вот, посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это? Правильно, гусеница. А как она дышит, как вы думаете? Дышит она, ребята, вот так. Вот здесь на боках у нее есть маленькие дыхальца. Через них она дышит. От отверстий, вглубь тела уходят маленькие трубочки. По ним воздух проходит в тело. Там остается кислород, а углекислый газ выходит через отверстия.
А как дышат птицы? (показ иллюстрации) У них на голов есть маленькие отверстия. Через них они дышат.
Воспитатель раскручивает глобус. Какого цвета больше? Голубого. Почему? Правильно! На нашей планете очень много воды: реки, озера, моря, океаны. В них много обитателей. Кто знает, кто живет в воде? Правильно! В воде живут и рыбы, и раки, и осьминоги, и креветки, и кальмары, и акулы. В воде живут млекопитающие животные: дельфины, киты. Несмотря на то, что они живут в воде, они не рыбы. В воде живут и морские котики, морские львы, морские выдры, и морские коровы.
А что значит млекопитающие? Это те животные, которые рожают своих детенышей живыми и кормят своим молоком. Мы с вами тоже относимся к семейству млекопитающих. Как же дышат обитатели водного царства?
У рыб совсем другая система дыхания. Они дышат под водой, используя ЖАБРЫ. Рыбы набирают воду в рот, а выпускают через жабры. Они состоят из множества ворсинок. Жабры, как и легкие, имеют большую поверхность для того, чтобы как можно больше поглощать кислорода из воды. Кровеносные сосуды в жабрах забирают кислород и разносят его по всему телу рыбы. Жаберные крышки выталкивают наружу воду, обогащенную углекислым газом.
Но с помощью жабр дышат не все обитатели водного мира. Так, например, водный скорпион – дышит воздухом. У него на заднем конце тела находится длинная тонкая трубка. Водный скорпион использует эту трубку, как трубку подводного ныряльщика. От тела скорпиона трубка идет на поверхность воды. Так он дышит.
Ребята, кто из вас видел живых дельфинов? Как вы думаете, чем они дышат, ведь они всегда живут в воде? А вот киты и дельфины, которые относятся к млекопитающим, дышат легкими, как и мы, несмотря на то, что всю жизнь проводят в воде. Их дыхало находится на макушке головы. Когда кит появляется на поверхности моря, он устраивает «продувку легких», бурно выдыхая через дыхало. В этот момент мы можем видеть фонтаны брызг, испускаемые китами – это и есть «продувка легких». Киты и дельфины могут задерживать дыхание, чтобы долго находиться под водой.
Кашалот может пробыть под водой около двух часов, когда ныряет очень глубоко. А человек – минуты две. Есть, конечно, натренированные люди. Они задерживают дыхание на пять – семь минут. Но это бывает очень редко.
А еще, ребята, я хочу вам рассказать об очень интересной африканской рыбке. Она может дышать и в воде, и на суше. Когда в местах ее обитания наступает сухой сезон, высыхают реки, озера, болота, то они зарываются в ил и окружают себя коконом из слизи. Они могут находиться в таком состоянии ни день, ни неделю или месяц, а несколько лет. Пока здесь снова не начнется сезон дождей. Вот какие бывают чудеса на свете.
Скажите мне, ребята, у кого дома есть аквариум? Расскажите мне о нем. Что в нем есть, кроме воды и рыбок? (Рассказы детей).
В аквариуме должен быть грунт, ракушки, улитки, растения, красивые камешки. Могут быть различные гроты, свет и обязательно воздух. Если не будет воздуха, то даже при отличном уходе за аквариумом, рыбки могут погибнуть.
А сейчас давайте поиграем в игру: «Кто дольше не будет дышать?» Закрывайте рот, зажимайте нос. Будим играть. (Победитель получает приз) можно вместо игры провести физкультминутку на дыхание. Ребята, вы теперь поняли, как трудно без дыхания, без воздуха. Отдохнули?
Теперь переходим к другой части нашего занятия. Посмотрите на то, что лежит у вас на столах - бумага, восковые мелки, акварель, кисть широкая, подставочки для кисточек, салфетки, вода. Что мы будем сейчас делать? Рисовать. А рисовать мы будем аквариум. Для чего мелки? Для того чтобы нарисовать камешки, ракушки, водоросли, рыбок. Акварелью мы будем изображать воду. А делать это мы будем приблизительно вот так (показ). На широкую кисть набираем краску, делаем мазок и водой размываем его по всей поверхности изображения, создавая видимость того, что все в воде – по рыбкам, по водорослям широкими мазками. Рыбок можете рисовать самых разных. Пофантазируйте. Но, а тем, кто совсем не умеет рисовать рыбок, и водоросли я покажу, как приблизительно это можно нарисовать. Все понятно? Хорошо приступайте. Воспитатель помогает нуждающимся детям.
В конце занятия двое – трое детей выбирают понравившиеся им работы и рассказывают о том, что им в них понравилось, а что нет. Воспитатель тоже дает свою оценку. Отмечает не только положительные стороны, но и отрицательные.
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу. Все рисунки вывешивают на выставку.