Елена Цепакина
Комплексное занятие «Путешествие во времени» (петербурговедение с элементами экспериментирования)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать интерес к культуре и истории города Санкт-Петербурга, любовь и уважение к его достопримечательностям.
Задачи:
продолжать знакомить детей с названиями достопримечательностей Санкт-Петербурга, закреплять уже изученные;
познакомить с историей строительства объектов Невского проспекта;
познакомить со свойствами огня: огонь гаснет в отсутствии воздуха;
познакомить детей с историей профессии фонарщика, с памятником фонарщику;
развивать мышление и внимание детей;
расширять активный словарный запас;
развивать связную речь детей;
показать детям красоту города Санкт-Петербурга;
Публикация «Комплексное занятие „Путешествие во времени“ (петербурговедение с элементами экспериментирования)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
стимулировать у детей желание гулять по Санкт-Петербургу, рассматривать его, любоваться им, изучать его.
Оборудование:
иллюстрации объектов Санкт-Петербурга для мультимедийной доски;
коробочка с красной кнопкой, выполняющая роль машины времени;
кубики, выполняющие роль камней;
тряпичные или бумажные реки;
шлагбаум и кубики для постройки домика на заставе;
мосты: деревянный целый, деревянный разводной, 2 каменных;
схематические изображения частей разводного моста для мультимедийной доски;
стол для проведения экспериментов со свечами: 2 свечи в подсвечниках, 2 колпачка для накрывания свечей, тазики с водой и песком для тушения огня;
музыкальное сопровождение занятия: П. И. Чайковский, симфония 4;
открытки с видами Невского проспекта.
Ход занятия:Мы уже многое знаем о нашем городе. Вспомните, где вы гуляли, что вы видели интересного в городе? Но раньше Санкт-Петербург был совсем не таким, каким он выглядит сейчас.
- Что было иным?
- Как одевались люди?
- Что было вместо машин?
Давным-давно, когда Петербург только начинал строиться, не было даже его центральной улицы. Но сегодня у нас есть возможность помочь строителям города. Вы готовы совершить путешествие? Мы отправимся на машине времени. Все закроют глаза, я нажму на красную кнопку, и мы перенесемся в молодой Петербург почти 300 лет назад.
(Включается музыкальное сопровождение занятия).
- А вы догадались, о какой улице идет речь? (Невский проспект).
- Что за большая река течет рядом с нами? (река Нева, рассмотреть иллюстрацию).
- А кто знает, почему Невский проспект так назван? (Невский проспект назван в честь полководца Александра Невского, выигравшего сражение на реке Неве и прогнавшего из нашей страны врагов).
- Мы с вами в далеком прошлом, и асфальта в те времена не было. Из чего же можно построить крепкую и ровную дорогу? (из камней).
- А где взять столько камней? Как бы вы предложили решить эту проблему? (стимулировать детей на придумывание различных вариантов).
- Как называется дорога, выложенная камнями? (мостовая).
Петр I поступил просто и мудро. Он сделал проезд в город платным. Каждый, кто въезжал в Санкт-Петербург, должен был привезти с собой … (камни). И, чтобы не пропустить никого без оплаты, на строящейся дороге были поставлены заставы.
- Как вы думаете, что должно быть на заставе, чтобы никого не пропускать? Что сейчас ставят, если проезд запрещен или нужно проверить документы? (шлагбаум, полицейского).
Рассмотреть иллюстрацию заставы. Обсудить назначение каждого объекта.
Дети кладут импровизированный шлагбаум.
Конечно, общими усилиями камни собрали быстро, и мы можем помочь нашему городу построить Невский проспект.
Дети кладут импровизированные камни и доходят таким образом до «реки Фонтанки».
- Что перед нами? (река Фонтанка).
- А что нужно сделать, чтобы через реку можно было перейти или переехать? (стимулировать детей на придумывание различных вариантов: построить мост, организовать паромную переправу, подождать зимы, когда река замерзнет и т. п.).
Через Фонтанку стали строить мост. Его придумал инженер по фамилии Аничков, и хотя мост потом перестраивался несколько раз, он до сих пор так и называется Аничков.
Дети кладут через реку импровизированный деревянный мост.
- Как вы думаете, почему мост нужно было перестраивать? (ломался, был маленьким и т. п.).
Мост был неудобен. Ведь раньше у лодок не было моторов. Чтобы лодка двигалась, нужны были или весла, или … (парус).
Рассмотреть иллюстрацию яхты с парусом.
- Представьте себе большую красивую яхту с длинной мачтой. Что произойдет? (яхта не сможет пройти по реке, у яхты сломается мачта, яхта разломает мост и т. п.).
- А что нужно сделать, чтобы яхта смогла пройти по Фонтанке? (убрать мост, запретить плавать по рекам судам с мачтой, делать яхты со складной мачтой, сделать мост разводным и т. п.).
Мост перестроили и сделали его разводным.
Рассмотреть иллюстрацию разводного моста. Обсудить его устройство.
На мультимедийной доске дети составляют разводной мост из частей.
Дети кладут через реку импровизированный разводной деревянный мост.
- На ночь этот мост обязательно разводили. Как вы думаете, для чего? (стимулировать детей на придумывание различных вариантов. Река Фонтанка была раньше границей города, за ней начинался лес. Мост разводили, чтобы по нему в город ночью не приходили волки).
- Из какого материала были построены оба моста?
- Чем неудобно и опасно дерево?
- Поэтому через некоторое время мост снова перестроили. Как вы думаете, какой материал для строительства выбрали теперь? (стимулировать детей на придумывание различных вариантов. Мост стал каменным).
Дети кладут через реку импровизированный каменный мост.
- Архитектор Клодт поставил на мосту скульптуры коней, которые до сих пор являются украшением нашего города.
Рассмотреть иллюстрацию современного Аничкого моста.
Рассказ ребенком стихотворения, подготовленного заранее с родителями.
- Какие эти кони? Нравятся ли они вам? Чем?
Дети «достраивают» Невский проспект.
Рассмотреть иллюстрацию Невского проспекта в старину.
- Расскажите, как выглядел раньше Невский проспект.
Невский проспект ровный, прямой и широкий. Можно было встать в его начале и видеть все, что делается в конце. Поэтому раньше он назывался Невской першпективой. Но таким мы видим его днем. А как вы думаете, что было бы, если бы мы попали на Невский ночью? Мы бы ничего не увидели, столкнулись бы и потерялись, потому что в те времена на проспекте не было освещения. Давайте нажмем на кнопку нашей машины и перенесемся в то время, когда на Невском проспекте решено было поставить первые фонари.
- Что могло тогда гореть в фонарях? (свечи).
С первыми фонарями появилась такая профессия — фонарщик.
- Как вы думаете, что входило в обязанности фонарщика? (различные варианты).
Фонарщик зажигал свечи вечером и гасил их утром.
- Фонарь высокий. Объясните, как он мог зажечь в нем свечу? (различные варианты).
Фонарщик надевал зажженную свечу на длинную палку и от пламени зажигал свечу в фонаре.
Эксперимент по зажиганию свечи от пламени.
Фонари на Невском проспекте горят. Светло, красиво и уютно. Но ведь утром их нужно погасить.
- Как сделать так, чтобы свеча потухла? (различные варианты).
Эксперимент по гашению свечи с помощью колпачка.
- Что я сделала, чтобы погасить свечу? (накрыла свечу колпачком).
В пламени, которое мы видим, горит воздух, который находится вокруг свечи. Когда свеча накрывается колпачком, воздуха вокруг нее не остается, и свеча гаснет.
- Так как же фонарщик мог погасить свечу в высоком фонаре? (С помощью колпачка, надетого на длинную палку).
С появлением электричества в городе был поставлен памятник, и, благодаря нашей машине времени, мы можем его рассмотреть.
Рассмотреть фотографию памятника фонарщику.
- Как вы думаете, кто это? (фонарщик).
- Что у него есть? (лестница).
- Но мы с вами выяснили, что фонарщик зажигал и гасил фонари с помощью длинной палки. Зачем ему лестница? (при затруднении детей в ответе на вопрос предложить им посмотреть на маленькие огарки свечей для экспериментов. Фонарщик по лестнице поднимался к фонарю, чтобы поменять сгоревшую свечу).
-Как вы думаете, зачем фонарщику поставили памятник? (различные варианты. С появлением электричества профессия фонарщика исчезла, поскольку то, что раньше делал человек, стало происходить автоматически. Поэтому решили поставить памятник фонарщику, чтобы люди помнили об этой профессии и о том, что фонари раньше были совсем иными).
Невский проспект построен, на нем уже горят электрические фонари, и мы можем возвращаться домой. Я нажму на кнопку, и мы снова окажемся в нашей группе.
(Выключается музыкальное сопровождение занятия).
- Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали нового о нашем городе?
- Что вам больше всего понравилось?
А я предлагаю вам в свободное время с родителями съездить в центр города, найти памятник фонарщику, фонари Невского проспекта, коней Аничкова моста и обязательно там сфотографироваться. Когда вы принесете фотографии в группу, мы сделаем замечательную газету о городе Санкт-Петербурге и вы расскажете, где вы были и что вы видели.