Тамара Гаврилова
Открытое комплексное занятие по экологии «Цветы в жизни, поэзии и легендах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Воспитывать защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями, цветами, развивать эстетические чувства (умение увидеть, прочувствовать красоту природы, цветов, восхищаться ими вызвать желание сохранить. Продолжать слушать музыку классиков и вокальную музыку, уметь рассказать об услышанном, продолжать учить передавать настроение танцевальными движениями).
Публикация «Открытое комплексное занятие по экологии „Цветы в жизни, поэзии и легендах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель: Дети сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство цветов. Но не каждый сможет, туда попасть. Попадёт тот, кто очень любит цветы и многое знает о них. В царстве цветов полно тайн, загадок, удивительных открытий.
- Посмотрите дети к нам в гости, пришла Флора. А кто знает, кто она?
Дети: Богиня растительного мира.
Воспитатель: Что относится к растительному миру?
Дети: Деревья, трава, цветы.
Воспитатель: А растительный мир, это живая природа или неживая?
-Именно Флора поможет нам увидеть красоту цветов глазами и сердцами.
-Дети вы любите цветы?
А какими красивыми словами можно описать цветы? Какие они?
Дети: Красивые, прекрасные, волшебные, чудесные, неписаной красоты, удивительные.
Воспитатель: Правильно вы сказали красивые, удивительные. Но цветы даруют не только красоту, они ещё дружат с человеком, помогают ему: врачуют, указывают дорогу, предсказывают погоду, существуют даже цветочные часы.
- А какие вы знаете лекарственные цветы?
(ромашка, ноготки, розы, лепестки пионов).
-А какие цветы предсказывают погоду?
Дети: Перед дождем закрываются цветы одуванчиков, тюльпанов, клевера. Опускают головки к земле фиалки.
Воспитатель: А Калы задолго до дождя на листьях появляются капельки сока. Цветы акации сильно пахнут перед дождем. И собирают вокруг себя очень много пчёл.
-Красота цветов во все века вдохновляла поэтов, композиторов.
Многими народами издавна отмечаются праздники цветов. В Югославии празднуют день рождения мимозы, во Франции день маков, посвящённый памяти погибших солдат, у немцев в марте отмечается праздник фиалки. В Болгарии – праздник роз. Но особенно много праздников цветов в Китае и Японии – праздники цветения слив, персиков, пионов, хризантем. И у нас в Обливской осенью проходит выставки цветов, выращенных Обливскими цветоводами любителями. И все любуются чудесной красотой выставленных цветов!
Дети,что нужно нам делать чтобы наша планета Земля была самой красивой, чистой, прекрасной?
Дети: Охранять природу, не ломать, не сорить, а наоборот побольше сажать цветов, деревьев и т. д.
-Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты-
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Воспитатель: Да, ребята природа в обиде на человека. Когда любуешься природой, то становится хорошо на душе, светло и радостно. И так страшно, что есть люди которые не любят природу, губят её красоту!
-Мы с вами составили жалобную книгу природы и выделили три правила. Какие?
Дети: Не сори! Не шуми! Не губи!
Воспитатель: Что значит не губи? И т. д.
-Да дети. Природу нужно охранять. Если ты что- то взял от Земли, отдай ей. Посадил дерево, очисти родник, подкорми птиц, тогда она будет прекрасна.
Послушайте стихотворение о цветах.
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И бездушно, безжалостно рвали.
Ребята, а где растут цветы?
Дети: В поле, на лугу, в лесу, в садах летом, весной и ранней осенью всюду очень много цветов, а так же дома на подоконниках.
Воспитатель: А как называются цветы, которые растут в поле?
Дети: Полевые.
Воспитатель: А на лугу? В лесу? В саду? В доме?
Дети: Луговые, лесные, садовые, комнатные.
Воспитатель: Дети, а как называют людей, которые выращивают цветы?
Дети: Садоводы.
Воспитатель: А садоводы – это профессия?
Дети: Да.
Воспитатель: А вот как понять, когда говорят «Садовод – любитель»?
Дети: Это когда человек любит разводить цветы для красоты и ему за работу не платят.
Воспитатель: Чтобы вырастить красивые цветы, нужно много потрудиться. Что нужно сделать?
Дети: Осенью собрать хорошие семена, весной вскопать землю, посадить семена, поливать, пропалывать, рассаду пересаживать.
Воспитатель: А где садоводы сажают цветы?
Дети: На газонах, на клумбах, в горшочки, украшают улицы, парки, садовые участки, квартиры.
Воспитатель: А кто же сажает и ухаживает за цветами в поле, в лесу, на лугу? О них заботится сама природа. Всё что нас окружает и не сделано руками человека – это природа. Поливает цветы – дождь, когда созревают семена у цветов, ветер их разносит повсюду, там они размножаются.
-А кто мне расскажет о строении цветка?
Дети: у цветка есть корень, стебель, листья, цветок.
Воспитатель : А какие природные факторы необходимы, чтобы цветок вырос?
Дети: 1. Солнышко (цветок начинает расти, когда становится тепло).
2. Ветер (разносит семена цветов).
3. Пчёлы и др. насекомые (переносят пыльцу с одного цветка на другой).
4. Дождь (без воды цветок засохнет).
5. Почва (в ней растёт корень цветка, он, держит его и кормит, чем богаче почва, тем больше еды для одуванчика).
6. Снег (он укрывает землю и корням цветов тепло, а без снега корни вымерзнут).
Строение цветка и природные факторы, необходимые для его роста, мы повторили. А теперь эти занятия давайте закрепим в игре.
- Вы должны отгадать.
Рос шар бел,
Дунул ветер и он улетел.
(одуванчик).
-Вот перед вами таблица. Я сейчас буду рассказывать о строении одуванчика и природных факторах, необходимых для его роста, а кто знает должен показать их на таблице, называя номер карточки. И так начнём.
Жил на свете одуванчик. Были у него листья – руки (9, которые он тянули к солнцу (11).
Что есть у одуванчика, на чем растёт цветок? (стебель) (2). Есть у нашего одуванчика тоненькая ножка – стебелёк (2, на которой и держится цветок (3, вернее не один цветок, а много маленьких цветков, тесно прижатых друг к другу. Когда вы нюхаете одуванчик, нос у вас становится желтым. Почему?
В цветах одуванчика есть жёлтый порошок, мелкий, как пыль, поэтому он и называется «пыльца». А ещё цветок содержит вкусный сок – нектар. Прилетит пчела (6) попить его, испачкается в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнёт там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появляются у одуванчика семена с пушинками – парашутиками (7). Постарел наш одуванчик стал седым. Подул ветер (2) и разлетелись параштики с семенами по всему белому свету (8, полетают, полетают, а потом упадут на землю и вырастут из них новые одуванчики. А откуда одуванчик берёт пищу, что держит его в земле? (1,корень. У одуванчика один большой толстый корень, в нём он «запасает» пищу, воду корень «держит» одуванчик в земле. А что же нужно, чтобы одуванчик рос, размножался и хорошо перезимовал.
1. Солнце (тепло) (1).
2. Ветер (рассеивает семена) (12).
3. Дождь (поливает) (11).
4. Снег (помогает перезимовать корню) (10)
5. Одуванчик интересный цветок, на ночь и в ненастную погоду (14) он закрывается, а только солнышко появляется, одуванчик раскрывается (3).
Молодцы дети, мне очень нравится с вами играть, потому что вы стараетесь и много знаете.
-Флора, а тебе понравились ответы детей?
-Да и я решила всех их превратить в цветы.
-Просто чудеса, в какие прекрасные вы превратились цветы
- Ну, что ж тогда я объявляю «Вальс цветов». Мальчики цветы приглашают девочек цветочков на вальс.
- Так как называется танец?
Дети: Вальс цветов.
Воспитатель: Из какого балета?
Дети: Щелкунчик Чайковского.
Воспитатель: Давайте, же послушает, в какие цветы богиня Флора превратила ребят.
- Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть, добрые их лица
И доброе лицо им показать.
1) Я подснежник
Цветок весны идущий к нам по снегу
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости и счастья человеку.
Разыскивает легенду. (29).
- Вы уже знаете, что у каждого цветка есть своя песенка.
Послушайте произведение из цикла «Времена года».
-Как называется произведение? Кто написал музыку?
-Я незабудка
Голубою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена,
Словно бусинка в ковёр.
2) Я василек.
Я известный всем цветок
Синий-синий Василёк.
Я открою вам секрет,
Что хочу попасть в букет.
Жду, когда меня сорвут
И к любимой отнесут.
И я стану сразу
С Ромашечкою в вазу!
3) Я одуванчик.
Я веселый мальчик,
Желтый одуванчик!
Желтым быть устану –
Беленьким я стану.
И тогда везде в полях
На зеленых стебельках
Забелеют шарики –
Пушистые фонарики.
4) Я ромашка.
Я всем вам знакома, ведь я же Ромашка!
Расту на лужайке у тихой реки,
Меня любят бабочки, дети, букашки.
Ко всем поверну я свои лепестки.
Я очень нарядно, красиво одета,
Ласкает меня ветерок на бегу…
Сорвите меня, и я стану букетом,
Скажу по секрету – гадать я могу!
Выходят Барвинок, Нарцисс, Георгин рассказывают о себе легенды.
Воспитатель: послушайте загадку
Белые горошки, на зеленой ножке.
Дети: я ландыш (26).
Проснулся лес, весной разбуженной
Деревья по ветру парят
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком парят.
Я - мимоза
Поубавились морозы
Посинел на реках лед
Город первые мимозы
На прилавках продает
Светлым солнечным приветом
Проникает в чьи то сны
Радость первого букета
Первой ласточки весны.
Рассказывают стихи о себе Хризантема, Гвоздика, Герань, Дельфиниум и Кувшинка.
Воспитатель:
Прекрасно вы цветы представились. Мы узнали ваши имена.
А называют людей именами цветов?
(Маргарита, Василек, Лилия, Роза, Нарцисс).
- Посмотрите, у нас на полянке гость.
Появляются эльфы, они танцуют и поют. «Ветерок с березой шепчется, на траве блестит роса».
Ребята в Японии существует древний вид искусства – составление композиции цветов – т. е. икебана. Перевод этого слово: Помочь, цветам проявить себя. В букете всегда выделяют три цветка или веточки символизирующие – небо, человека и землю. Мы с вами составлли букеты.
У вас было домашние задание сделать вместе с родителями вазочку, посмотрите какие они красивые. А сейчас вы сами должны составить букет Европейского типа из луговых, лесных и садовых цветов. (Самостоятельная работа).
Дети, посмотрите, как прекрасно украшен сегодня наш зал. Кругом цветы. Руки человека украсили платки, блюда, кувшины цветами. Одни рисовали цветы, другие выпиливали, выжигали, выпекали и выращивали. И мне бы хотелось, чтобы вы научились видеть, ценить и творить красоту, охранять и украшать нашу прекрасную планету «Земля».
И вам мы видим, что вы своими руками создали прекрасные букет, и мы их подарим всем сотрудникам детского сада, которые за вами ухаживали.
1. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни
Все меньше – окружающей природы,
Все больше – окружающей среды.
2. Гуляет заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль.
А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут,
А чтобы построить нам завод,
Рубят лес и губят воды.
3. Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа.
Отнять дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.
4. Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба
На деревьях цветы сады.
5. Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите!
Флора: Вот и закончилось наше путешествие.
До свидание.