Елена Чеснокова
Комплексное занятие по развитию речи. «Итоговая беседа об осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Итоговая беседа об осени»
Драматизация сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Задачи:
1. Учить детей диалогической и
монологической речи, эмоциональности.
2. Закреплять знания детей о явлениях происходящих
в живой и неживой природе осенью.
3. Грамматически правильно строить предложение,
обогащать и активизировать словарь детей.
4. Воспитывать любовь к природе, чувствовать ее красоту.
Словарь: дождливая, ветреная, пасмурная, солнечная.
Публикация «Комплексное занятие по развитию речи, „Итоговая беседа об осени“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Грязник, ветродуй, мокрохвост, руен, печий, ворота зимы.
Осадки - новое слово.
I часть.
Воспитатель: Ребята вам снились когда-нибудь сны?
Ответ: Да!
А вы знаете, мне тоже ночью приснился сон,
который хочу вам рассказать:
Иду я по лесу, а вокруг меня так и происходят чудеса.
Деревья и кустарники перекрасились в разноцветные цвета.
Я собираю бордовые, жёлтые, лиловые листья и делаю из них букет.
У меня такое хорошее настроение. Потом, вдруг, всё изменилось.
Разноцветных листьев становилось всё меньше и меньше.
Мне стало тоскливо.
Раньше весело щебетали птицы, а теперь их почти
не слышно и не видно.
Вдруг вижу: сидит под кустом зайчик, но не похож он
на серенького, как летом был, а какого-то непонятного цвета.
Наверно шубку свою меняет. Я села на пенёк и загрустила.
Вдруг услышала музыку и проснулась. И вот не пойму я,
что же изменилось в природе?
Воспитатель: Почему произошли изменения в природе?
Дети: Потому, что наступила осень!
Воспитатель: А что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, да и сам человек -
всё это природа.
Воспитатель: Ребята, а какая бывает природа?
Дети: Живая и неживая!
Воспитатель: Что же относится к неживой природе?
Дети: Солнце, воздух, звёзды, вода, камни, дождь, гром, снег, горы,
реки, озера, моря, болота, песок.
Воспитатель: Что относится к живой природе?
Дети: Деревья, растения, животные, насекомые, человек.
Воспитатель: Когда дует ветер, идет дождь, снег, град.
Как называются эти явления одним словом?
Дети: осадки!
II часть.
Входит ребёнок в костюме старичка - лесовичка.
Он приносит красивую коробку с бантом и большой конверт.
В коробке атрибуты к инсценировке «Муха-Цокотуха».
Незнакомые загадки о насекомых.
В конверте лежат картинки о живой и неживой природе.
Старичок-лесовичок: Шел, шел я по лесу и нашел это письмо.
Видно журавли летели в тёплые края, жалобно курлыкали и
уронили это письмо. А что в нем - не знаю! Читать я не умею,
да и в лес мне пора. А вы, дети, сами разберетесь, что с ним делать.
Воспитатель: давайте, дети, посмотрим, что же в этом
конверте находится.
Воспитатель открывает конверт: в нём картинки.
ИГРА «Живая и неживая природа».
На желтый листок положить картинки о неживой природе,
а на красный о живой природе. Анализ.
Воспитатель: Журавли наверно, полюбили те края, в которых бывали
и захотели с собой взять хоть частичку любимых мест.
III часть.
- А сентябрь, октябрь и ноябрь _ это природа? (Размышления детей).
Дети гадают, отвечают, звучат разные ответы.
Дети: Это не природа - это осенние месяцы.
Правильно, это осенние месяцы, их три.
1. Каждый месяц хорош по- своему. В старину люди по -своему называли эти месяцы.
Вспомните, пожалуйста, что говорили о сентябре?
Дети: - Руен (за желтый цвет).
- Ревун (ветер ревет).
- Хмурень (пасмурный).
2. Воспитатель: А как в народе говорили и называли октябрь?
Дети: - Листобой (потому, что с деревьев ветер скрывает листья).
- Грязник (т. к. грязный, дождливый).
- Ветродуй (ветер сильно дует).
- Мокрохвост (дождливый).
- Хлебник (хлеб - пшеницу утирают)
3. Месяц ноябрь называли «Ворота зимы». Как вы можете это
объяснить?
Дети: Потому, что ноябрь - последний месяц перед зимой.
Воспитатель: как называют ноябрь, когда выпадает немного снега, но
он всю землю не покрывает, а ещё кое-где видна чёрная земля.
Дети: Пегий.
Воспитатель: А про кого можно сказать пегая?
Дети: Лошадь, корова. (рассматривают картинки)
Воспитатель: Ребята, как ведут себя животные осенью?
Дети: Меняют свою шерсть, она становится гуще. Делают запасы
на зиму. (Белка). Медведь ложится в берлогу, впадает в спячку.
Ёж в норке спит всю зиму.
Психогимнастика под музыку
«Прогулка в осеннем лесу».
IV часть.
1. Игра «Овощехранилище».
ЦЕЛЬ: Учит детей отбирать и группировать овощи и фрукты
для хранения. На одном столе овощехранилище
(банки с консервированными овощами, фрукты - компоты,
ящики с картинками). На другом, свежие овощи и фрукты.
ЗАДАНИЕ: Положить овощи и фрукты в овощехранилище
по назначению.
2. Воспитатель обращает внимание на коробку старичка -
лесовичка, что ещё лежит в коробке?
Загадки о насекомых.
Муха ахнула сперва
- Ах какие кружева?
А попала в кружева -
И пропала голова?
Что это?
(Паутина)
Говорит она жу-жу
Над цветком весь день кружу
Чтоб зимой мой сладкий мёд
Детям сам просился в рот.
(Пчелка)
Я противно и больно кусаюсь
И всё время за жизнь опасаюсь,
Потому что лягушки и птицы
Мною не прочь поживится.
(Комар)
Я на потолке сижу
Лапки потираю.
На хозяйский стол гляжу
Завтрак выбираю.
(Муха)
Наткёт, наткёт,
Сядет и добычи ждет.
(Паук)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
О ком эти загадки?
Дети: о насекомых.
Воспитатель: Тут что-то ещё лежит в коробке у
старичка-лосовичка.
Посмотрите, ребята, тут лежат симпатичные шапочки, крылья, маски
насекомых.
Ребята, вы ведь знаете произведения Чуковского
«Муха – Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе».
Давайте поиграем в сказку «Муха – Цокотуха». (Дети быстро
надевают шапочки и крылья).
Инсценировка «Муха – Цoкoтyxa» К. Чуковского.
Ведущая:
Муха - Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар.
(Дети ходят по кругу, продают вещи и громко предлагают свой товар).
Ведущая:
И купила самовар.
Муха - Цокотуха: Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Ведущая:
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком и крендельком.
Нынче Муха - Цокотуха
Именинница!
Ведущая:
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые -
в них застёжки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка - пчела,
Мухе - Цокотухе
Мёду принесла.
Муха-Цокотуха:
Бабочка - красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Ведущая:
Вдруг какой- то старичок - Паучок
Нашу муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить
Цокотуху погубить.
Муха-Цокотуха:
«Дорогие гости, помогите!»
Паука - злодея зарубите!
И кормила я вас,
и поила я вас
не покиньте меня
В мой последний час.
Ведущая:
Но жуки - червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися,
Тараканы под диваны
А козявочки под лавочки.
А букашки под кровать -
не желают воевать!
И никто даже с места не сдвинется:
Пропадай - погибай
именинница!
А кузнечик, а кузнечик
Ну совсем, как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток -
И молчок!
А злодей - то не шутит,
Руки - ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит, надрывается,
А злодей - молчит, ухмыляется.
Вдруг откуда - то летит
Маленький Комарик -
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Комар:
Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!
Ведущая:
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скоку
Голову срубает.
Муху за руку берёт
И к окошечку ведет.
Комар:
Я злодея погубил?
Я тебя освободил?
И теперь душа - девица,
На тебе хочу жениться!
Все участники инсценировки становятся полукругом и хором говорят:
Слава, слава Комару - Победителю!
Комар и Муха - Цокотуха:
Дорогие гости, приглашаем вас к нам на угощение.
Дети садятся за стол, а Комар и Муха - Цокотуха угощают их.